На такую высоту не смотрят свысока!

 Во всяком случае, мне он дал возможность с бо?льшим усердием искать в разных электронных архивах материалы о выпускниках Томского артиллерийского училища – участниках Великой Отечественной. Их было немало, и о наших воспитанниках, Героях Советского Союза, маршалах и генералах, многое уже написано. Однако о судьбе младших офицеров, командиров взводов и батарей, каждый из которых по отдельности ничем не знаменит, но именно все они вместе победили фашизм, мы нередко не знаем ничего, кроме фамилии и (тоже не всегда) инициалов. Поиск этот – трудное, благородное и чрезвычайно интересное дело. Иногда сталкиваешься с судьбами просто потрясающими, как например, судьба одного из руководителей восстания узников Бухенвальда, выпускника ТАУ, старшего лейтенанта П.Н. Лысенко, мне уже приходилось писать о нем. А иногда в судьбе выпускника ничего особенного не находишь, но почти всегда испытываешь чувство гордости за тех, кто учился в нашем училище, за тех, кто их учил, за тех, кто был с ними рядом.
Вот один из моих недавних поисков. В 1943 году пришел срок призыва в РККА мальчишек 1925 года рождения. Часть из них сразу направлялась на фронт, часть успевала сначала пройти короткую подготовку в запасных и учебных полках тыловых военных округов. Тех, кто в июне закончил десять классов, обычно посылали в военные училища, где курс обучения был невероятно напряженным, а его сроки сокращались с довоенных трех лет и звания «лейтенант» до пяти-шести месяцев со званием «младший лейтенант». Кстати, замечу, что многие из этих «младших» выпускников 1943 года успели к концу войны, т.е. за год с небольшим, стать подполковниками и полковниками, а Николай Базанов – я его хорошо знал по службе в училище после войны – генералом. Но против имен половины этих выпускников в моей картотеке чаще всего записано: «Погиб в бою», «Скончался от ран», «Пропал без вести», и очень редко: «Демобилизован», «Уволен в запас»… 

***

Гвардии младший лейтенант Леонид Архипович Чубаров, командир взвода 55-го гвардейского гаубичного полка, вскоре после войны уволился в запас. Не стану писать о том, где и как я узнал о нем то, о чем хочу рассказать читателям, они уж сами скажут, надо ли сегодня, в год 75-летия Победы, писать о таких людях.
Он родился 6 июня 1925 года на Украине, в Макеевке, нынешнем городе-спутнике Донецка, входящем в непризнанную Донецкую народную республику. А тогда это был небольшой шахтерский поселок, где его отец, Архип Егорович Чубаров, работал заместителем директора одной из угледобывающих шахт.

***

Небольшое отступление. Наша Победа в 1945 году была обеспечена многочисленными действиями народа и власти. Конечно, главное – действиями военными, далеко не всегда успешными, нередко трагическими, но всегда значительными и памятными.
И были еще иные важные деяния, прежде всего эвакуация промышленности. Ведь переброска на восток нескольких тысяч предприятий – неслыханный по объему всенародный подвиг. Не меньшим подвигом была и эвакуация мирных граждан. Разные источники называют различные цифры, но мне представляется наиболее правдоподобным двадцать пять миллионов. Эти советские граждане не только были спасены от оккупации, они еще стали работать на Урале, в Сибири и Средней Азии под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы!» Многие через год-два ушли на фронт.

***

Вот одним из таких многих и оказался шестнадцатилетний Леня Чубаров, эвакуированный на Алтай. Учился в девятом и десятом классах. Его еще с детства тянуло к кино и театру, и, подрабатывая киномехаником в местном клубе, он внимательно изучал игру знаменитых актеров, стараясь усвоить их мастерство.
В 1943 году Барнаульский военкомат призвал его в РККА и направил в Томское артиллерийское училище. В том же году прошел ускоренный – менее полугода – курс, получил звездочку на погоны и убыл на фронт на должность «командир взвода 55-го гвардейского гаубичного полка». В его составе воевал до взятия Берлина и окончания войны. В 1946 году закончил трехлетнюю армейскую службу. Приехал в Москву, поступил в Театральное училище имени М.С. Щепкина. Жить только на стипендию было трудно, подрабатывал во многих местах, в том числе был даже сапожником. Окончив училище (класс народного артиста СССР лауреата четырех Сталинских премий профессора К.А. Зубова), поступил в труппу Малого театра.

***

Театралам моего поколения в этом месте добавлять ничего не надо, но я уверен, что нашу газету читают и те, кто еще только мечтает попасть в московские театры, кто может не знать, что Училище имени Щепкина есть одно из лучших высших театральных учебных заведений не только России, но и всего мира. Его окончили более двух с половиной тысяч человек, и, наверное, всем известны имена его воспитанников Веры Марецкой, Ангелины Степановой, Николая Гриценко, Ролана Быкова, Михаила Ульянова, Юрия Яковлева, Андрея Миронова, Василия Ланового, Натальи Селезневой, Александра Ширвиндта и многих других. Мне выпало счастье видеть на сцене Малого более половины из тех, кого я назвал. А впервые я попал в этот театр вскоре после войны и увидел Константина Александровича Зубова в роли доктора Генри Хиггинса в поставленном им спектакле «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу. Ох, какой же это был чудо-спектакль! В 1957 году «Мосфильм» выпустил его телеверсию, но Зубова к этим дням уже не стало, и роль Хиггинса – тоже блестяще – исполнил Михаил Царев. Сейчас эту экранизацию смотрят редко, так как ее все-таки «перекрыл» мюзикл «Моя прекрасная леди» с талантливой и очаровательной Одри Хепберн в главной женской роли. Но многие исполнители из первого состава остались в экранизации, в том числе народный артист СССР В.А. Владиславский в роли «жертвы буржуазной морали» Альфреда Дулиттла. 
Я назвал Владимира Александровича, ибо уверен, что молодежь отлично знает его, правда, по другой роли. Помните хитрющего жулика – заведующего складом в фильме  «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»? Это он, Владиславский. Осталась в экранизации в роли матери Генри Хиггинса великая Елена Николаевна Гоголева, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат трех Сталинских премий. В моей памяти она еще и замечательная Селина Муре из специально для нее поставленной пьесы французского драматурга Жана Сармана «Мамуре». Как хочется, чтобы у нас не забывали ее и всех других великих деятелей российского театра!  
А о Малом театре, главном в сегодняшней России борце за сохранение культуры и красоты русского языка, источнике русской театральной культуры, театре правды и демократии, соединенных с творческой дисциплиной, обязан знать каждый гражданин России и не только России. Правда, поговаривают, что и в Доме Островского начинает проявляться дух нашего пошлого и малограмотного времени. Но думаю, что это ненадолго, во всяком случае, здесь, в культуре, прежде всего в культуре театральной, а не в поправках в конституцию, лежит наша дорога в будущее. 

***

Вот куда в лучшие годы Малого попал украинско-сибирский юноша. Попал, конечно, не на главные роли, но участвовал во многих спектаклях, одновременно часто снимался в кино, сыграв небольшие роли в пятидесяти пяти фильмах, от «Высоты» и «Битвы в пути»  до «Новых приключений неуловимых» и «Экипажа», работал и в других театрах.
Разумеется, кроме четырех лет учебы в вузе ему помогал еще и школьный опыт, помогало умение играть на гитаре, помогал общительный характер, думаю, помогали и полтора года фронта. И, конечно, помогала одноклассница по средней школе Люда, Людмила Прохоровна Ищенко, с которой он участвовал в художественной самодеятельности. Они – это было тогда системой – выступали в госпиталях Барнаула перед ранеными советскими воинами. Она не стала актрисой, окончила Московский авиационный институт, дождалась возвращения Леонида с фронта, вышла за него замуж, работала инженером-экономистом в Госплане, родила дочку. Она проводила Леонида в последний путь. Л.А. Чубаров скончался 18 октября 1980 года. С 1998 года она снова вместе с ним на Донском кладбище. И я нигде не нашел ни одной хотя бы чуть-чуть пошлой строчки о жизни этих людей. И не потому, что плохо искал, а потому, что они в этой жизни достигли высоты, далеко не всеми досягаемой.
Кстати, не говорят гадостей и об их хорошей знакомой, недавно (25 марта нынешнего года) скончавшейся Инне Владимировне Макаровой. Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии, Любовь Шевцова из «Молодой гвардии», Катя Петрашень из «Высоты», Варвара Степанова из «Дорогой мой человек». Наша землячка (она родилась 28 июля 1926 года на станции Тайга в 62 километрах от Томска, по-сибирски это не расстояние). Ее личная жизнь сложилась не совсем гладко, но не было в ней того, что со сладострастием и сальными улыбками обсуждают многие современные телепрограммы. 
Наверное, не все знают, что начиная с четвертого класса она участвовала в театральной самодеятельности в Новосибирске, а с конца 1941 года выступала в госпиталях перед ранеными советскими воинами, я уже сказал, что это было в годы войны системой. И как ярко, мило, задорно Катя и Вася, Макарова и Чубаров, танцуют в первых кадрах «Высоты»!
«Высоту» в свое время встретили хорошо и публика, и власть. Фильм занял первое место по версии журнала «Советский экран» и очень отвечал духу времени, будучи образцом социалистического реализма. Прошло уже более шестидесяти лет, фильм почти забыт, но люди и сегодня напевают песню Родиона Щедрина на слова Виктора Котова, в которой утверждается, что на высоту, созданную руками советских людей, «уж не посмотришь свысока». А ведь это правда! Ни на высоту, ни на ее создателей – монтажников, высотников, военных, артистов, инженеров, ученых, на настоящих советских людей смотреть свысока невозможно – не получится!
Так скажите, нужно ли рассказывать об этих людях, нужно ли искать подробности об их жизни и службе Родине? Наверное, сегодня на этот вопрос возможны разные ответы. Мой ответ ясен – буду искать, буду писать, буду рассказывать. Жаль только, что многого не успею. Найдется смена? А это во многом зависит от нас, от тех, кто все это пережил.
 

Другие материалы номера