Гнусный приговор кавалеру французского ордена Почетного легиона, литовскому политику левых взглядов Альгирдасу Палецкису это одновременно и диагноз Литве, Евросоюзу и Западу, смердящим от патологической русофобии. Даже суд в германском рейхе не посмел осудить коммуниста Георгия Димитрова, обвиненного в нацистской провокации – поджоге Рейхстага.
То, что приговор – липовый, говорит уже обвинительное заключение, в котором подсудимого «разоблачили» за выполнение заданий «неустановленного российского разведчика», а также «поручал их выполнять неустановленному лицу». Наглость и безнаказанность Запада не реагирующего на этот свой правовой беспредел циничен и потому, что сам он заводится каждый раз, когда в России начинается суд над их западными клевретами.
Правда глаза колет
Литовский Sputnik сообщает, что сам Палецкис не раз заявлял о своей невиновности, называя причиной заведённого на него дела месть литовских властей за его непрекращающийся интерес к делу о событиях 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни. Тогда не советские военные, а «свои» преднамеренно, ради того, чтобы пролилась кровь, и литовский народ воспылал гневом, стреляли в «своих» из допотопного огнестрельного оружия, которого не было на вооружении в Советской Армии. Официальный Вильнюс сразу обвинил во всем Москву, ибо признание правды основательно скомпрометировало бы репутацию борцов за независимость Литвы.
Непризнание официальной версии карается в Литве в уголовном порядке, как отрицание «советской оккупации».
Кто осмелится после этого перечить официальной версии (хотя и откровенному обману)? Но нашёлся главный возмутитель спокойствия – Альгирдас Палецкис. И преподать урок решили не только ему, но и всему обществу. Палецкиса судили. Прокуратура требовала года тюрьмы условно, что лишило бы его возможности участвовать в выборах. Оглашение приговора откладывалось дважды. Всем было ясно, что дело шито белыми нитками. В итоге суд первой инстанции оправдал Палецкиса. Еще бы! Ведь по событиям 13 января 1991 года он ссылался на публичные признания компетентных лиц, сторонников независимости.
Об этом подробно и убедительно написала в своей книге журналист Галина Сапожникова.
Но суд высшей инстанции признал-таки его виновным и приговорил к громадному штрафу. Прокуратура оспорила это решение, настаивая на лишении свободы. Верховный суд Литвы оставил в силе решение о признании Палецкиса виновным, наказав его солидным штрафом.
Проявив «снисхождение» и «гуманизм», власти надеялись, что Альгирдас угомонится, станет «тише воды, ниже травы», как практически всё остальное население Литвы, которую превратили в полицейское государство с демократическими декорациями. Последнее типично для сегодняшнего Запада.
Против русофобии
Но Палецкис пошел дальше – не отказавшись от своей позиции, посмел публично не соглашаться с ориентацией его Родины на НАТО, поскольку это обернулось, по мнению оппозиционера, потерей Литвой части суверенитета. А ее пресмыкание перед Западом привело страну не только к патологической русофобии. Как писала также пострадавшая от репрессий властей рижская журналистка Алла Березовская, Палецкис «предупреждал литовцев об опасности возрождения нацизма в стране».
Это разоблачение окончательно взбесило политическое закулисье Литвы, тем более Палецкис поддерживал связи с российскими журналистами и соотечественниками, приезжал на их встречи в Россию. Ведь в демократической Литве любое общение с русскими или контакты с Россией расценивается как измена Родине. Что понятно, в основе государственной политики в Литве, как и в целом в Прибалтике – параноидальный русофобский психоз, который поддерживается на искусственно высоком уровне в обмен на мощную финансовую и военную помощь Запада, чтобы современная Литва была форпостом русофобии.
И было решено покончить с Палецкисом окончательно. Что вообще-то говоря, смешно, поскольку власть считает его и не без оснований абсолютным идейно-политическим маргиналом. То есть, можно было не обращать на него внимание. Но с другой стороны, неотступная вера в свою правоту Палецкиса и невозможность для властей опровергнуть его доводы в пользу версии о государственном преступлении – принесении литовскими националистами в жертву других литовцев, кстати, таких же сторонников независимости, вынудило Вильнюс заткнуть рот Альгирдасу – спрятать его за решетку. Примечательно, что впоследствии события в Киеве, на Евромайдане повторились по близкому сценарию.
Так он стал в последние годы жертвой уже нового судилища. Его авторы предъявили ему обвинение в шпионаже в пользу России. Это очень удобно – такие дела вершат в тайне и секрете, и попробуй хоть что-то опровергнуть. Но обвинение с упоминанием «неустановленных» лиц не выдерживает критики.
Чужой среди своих
Желание любой ценой расправиться с Палецкисом доказывают не только очевидная неправедность самой литовской элиты и нелегитимный, преступный характер становления независимости Литвы. Остервенелость врагов Палецкиса объясняется и самой фигурой неисправимого оппозиционера. Ведь Альгирдас Палецкис не просто «какой-то» строптивый журналист, тем более не какой-то «русский ватник», а литовец, да еще с известной фамилией.
Его дед был из «красных» – председателем Верховного Совета Литовской ССР. Более того, в первые годы восстановленной независимости еще царила неопределенность с будущим, и сильно было влияние ставшей независимой от КПСС Литовской Компартии во главе с кумиром народа – 5-м президентом Литвы (1993–1998) Альгирдасом Миколасом Бразаускасом. И потому молодой Палецкис считался перспективным политиком. Сначала он пошёл по стопам отца – советского дипломата, был членом парламентской делегации Литвы в Парламентской ассамблее Совета Европы. За внешнеполитическую деятельность был удостоен французского ордена Почётного легиона, награжден в 2004 году литовским орденом «За заслуги перед Литвой».
А когда ушел в политику, то остался верным своим левым взглядам. Стал депутатом литовского парламента, был членом фракции Социал-демократической партии Литвы, входил в парламентские постоянные комиссии, в частности, и по делам НАТО. Был он и вице-мэром Вильнюса. Убедившись в компрадорском характере соцдемов, Альгирдас стал говорить об этом вслух, и был изгнан из «серо-буро-малиновой» организации. Тогда он создал и возглавил свою социалистическую партию – «Фронт», а позже вместе с социалистами преобразовал его в «Социалистический народный фронт», став его председателем.
Один в поле воин
В начале этого века в резко поправевшей Литве левые силы стали анахронизмом и они стали мимикрировать на политическом поле, подыгрывая сильным мира сего. Русофобы терпели «таких» ради видимости плюрализма в политической жизни страны. Зато в штыки были приняты те социалисты, которые резко и убедительно выступали против лжи и демагогии, обогащения элиты, которая обслуживала не народ, а своих западных кураторов, использующих Прибалтику исключительно как анти-Россию. Таких оказалось мало, но самым ярким оппозиционером русофобской власти стал Альгирдас.
И началась «вторая часть Марлезонского балета». В 2014 году Палецкиса лишают ордена «За заслуги перед Литвой». В конце 2018 года его снова арестовывают и помещают в тюрьму по вызывающему смех у юристов обвинению – в шпионаже в пользу РФ. Но западным политикам в век гибридного противостояния Запада с Россией плевать, что о них думают. По сути, они действуют в той же манере, как начинали в прошлом веке нацисты в Германии, правда, не в такой брутальной форме, как сторонники Гитлера.
В своих письмах из тюрьмы Палецкис называет причину его преследования: «Это месть за то, что я интересовался делом 13 января (1991 г.) и дальше им интересуюсь». А в письме депутату Европарламента от Латвии Татьяне Жданок добавляет: «И за мое общение с русскими. Всё. Если 13 января – табу, то пусть это объявят. Если русские – прокаженные, пусть тоже это объявят. Но я по профессии журналист и имею право проводить расследования любых тем. Встречаться со всеми, кому есть что сказать».
Кто хоть немного знает детали шпионского «дела» Палецкиса, рассказывает, что у следствия против него есть только одно «доказательство» – показания бизнесмена Деймантаса Бертаускаса, который также проходил по этому делу, был также обвинен в шпионаже, но ещё и в… педофилии. После того, как он «заложил» Палецкиса, все обвинения прокуратурой с этого бизнесмена были сняты.
Увы, народ безмолвствует.
Наши читатели пристально следят за судьбой стойкого борца за дело справедливости и гуманизма Альгирдаса Палецкиса. Когда он был на свободе, «Советская Россия» поддерживала с ним постоянный контакт. Но и оказавшись в застенках за разоблачение фашистских провокаторов, он продолжал клеймить врагов своим гневным обличительным словом. В 2019 году за серию публикаций «Антифашисты не сдаются» он удостоен премии нашей газеты – «Слово к народу». Журналистская награда ждет героического автора.