The Wall Street Journal пишет: «Успех кандидата от социал-демократов Олафа Шольца на сентябрьских выборах объясняется желанием немцев преодолеть застойный период Меркель, но не слишком резко. Шольцу пришлось заплатить, чтобы сохранить «зеленых» в составе коалиции. К тому же, «зеленым» доверили важнейшие правительственные посты. Анналена Бербок станет министром иностранных дел, и от нее можно ожидать более жесткого тона в отношении России и Китая».
Брюссельская De Standaard: «Германия должна стать «климатически нейтральной» к 2045 году. Вообще не понятно, как можно осуществить программу по превращению Германии в «зеленую», социальную и либеральную страну одновременно. Это будет захватывающий эксперимент!».
Швейцарская Neue Zürcher Zeitung: «Участники коалиции признают, что перед страной стоят неотложные проблемы, однако как их разрешить? Идеологические разногласия партий достаточно глубоки, и преодолеть их будет сложно. Ангела Меркель в течение 16 лет жертвовала реформами ради стабильности. Если СДПГ, «зеленые» и СвДП также сделают ставку на стабильность, то о реформах можно забыть».
Süddeutsche Zeitung: «Успех или провал нынешней коалиции будет зависеть не столько от выполнения программы, сколько от способности заручиться поддержкой немцев на этом трудном пути. История учит, что в течение избирательного цикла наступают кризисы – теракты, банкротства банков, наводнения и гибель людей. В таких случаях коалиционные договоры вообще ничего не стоят».
Лондонская The Times: «Коалиция немедленно столкнется с проблемами: ростом заболеваемости COVID-19, недовольством граждан и защитой внешних границ ЕС».
Серьезные факторы риска связаны с чрезмерно сильным представительством «зеленых» в составе нового правительства. Они получают пять министерств, в том числе МИД, который возглавит не имеющая дипломатического опыта Анналена Бербок, а также ведомство по ядерной безопасности. Роберт Хабек становится не только вице-канцлером, он возглавит «суперминистерство» экономики, энергетики и окружающей среды. Никогда еще, отмечают наблюдатели, министерства экономики, энергетики и окружающей среды не находились в одних руках. Это может означать опасную монополизацию власти в рамках одного ведомства.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что атомная промышленность будет окончательно уничтожена, а отношения Германии с Россией и Китаем станут сложнее. «Зеленый переход» в энергетике ляжет тяжелым грузом на плечи немецких налогоплательщиков, в то время как форсированное внедрение электромобилей предвещает тяжелые времена для немецкого автопрома. Положительным моментом является тот факт, что в коалиционном соглашении вообще не упоминается «Северный поток-2», хотя «зеленые» в принципе не скрывают своего резко негативного отношения к этому проекту. Уже после заключения соглашения Роберт Хабек назвал его «стратегическим проектом, который оказывает давление на Украину и усиливает зависимость немецкой политики».
Как отмечает ведущий немецкий экономист Марсель Фратчер, экономические планы коалиции чрезвычайно амбициозны, однако непонятно, как они будут финансироваться.
Новый глава МИД Анналена Бербок заявила, что будет проводить более жесткий курс в отношении России и Китая. Упор будет сделан на продвижении демократических ценностей и прав человека. В коалиционном соглашении содержится призыв к ужесточению санкций в отношении Белоруссии, если Александр Лукашенко не изменит свою политику. Поднимается также вопрос прав человека в Китае, особенно в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, поддерживается участие «демократического Тайваня» в международных организациях.