Только так можно победить бедность, обеспечить стабильно ощутимое повышение доходов граждан, это ключ к успеху из Послания президента. Давайте посмотрим на эти задачи, правильные задачи с точки зрения выполнения предыдущих, собственно, российского опыта и действий наших чиновников.
Майские указы 2012 года: из 62 целевых показателей, по данным Счетной палаты, не выполнено 18, почти треть.
Наш печальный опыт создания 25 миллионов высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест известен, и как-то обо всем этом благополучно забыли. Что-то не видно анализа, почему не получилось, какие меры были приняты к ответственным сотрудникам, нет работы над ошибками, так сказать, а без этого поставленные задачи не решить.
Что с доходами? По данным РАНХиГС, за 2018 год более 56 процентов имеют доход от 7 тысяч, даже ниже, до 22 тысяч. Большинство нашего населения свои доходы в последние годы в основном тратит на три вещи: это еда, лекарства, услуги ЖКХ (обязательные платежи).
В стране шестой год подряд идет падение доходов населения: суммарно за этот период – 12 процентов, и люди пытаются избежать дальнейшего падения уровня жизни, увеличивают свою долговую нагрузку. За 2018 год долги россиян перед банками выросли на 22,4 процента и достигли почти 15 триллионов рублей, по данным ЦБ, а это уже опасно при таких доходах.
Долги по зарплате в 2018 году, по данным Росстата, за январь выросли на 12 процентов, а в это время очередной рост: в феврале по отношению к концу декабря помидоры выросли в цене на 30 процентов, огурцы – на 25, капуста – на 19, картофель – на 8, ну и так далее. Можно сказать, что это сезонное повышение. Но у людей доход ведь не сезонный, и это тем более большая часть продовольственной потребительской корзины. Плюс, по данным Министерства экономического развития, рост обязательных платежей в 2018 году составил 14,2 процента.
Справедливости ради, подешевели яйца от 1,9 процента, масло подсолнечное – на 0,2, сахар (песок) – на 0,1 процента. И на этом фоне заявление чиновника, заместителя главы ФАС: потребитель должен понимать, что если цены будут все время низкими, то развития не будет.
А что правительство должно понимать? У нас что, цены низкие? А если покупательская способность падает, развитие будет?
Еще одно. Правительство очень озаботилось поиском ответа на вопрос: почему реальные зарплаты, по официальным данным, растут, а реальные доходы падают? И, как всегда, здесь МЭР нашло ответ: снизились доходы богатых. Оказывается, бедные богатеют, а богатые беднеют. Но, по оценкам экспертов, у богатого сословия состояние увеличилось на 11 процентов. И по лестнице в списке Forbes, они, в отличие от страны, успешно поднимаются. Реакция на вопрос, откуда дровишки, у этих, по словам Чубайса, наших благодетелей очень нервная и обидчивая. Например, судя по иску господина Дерипаски к Геннадию Андреевичу, – ничего, правда, она победит.
Об индексации. Мы много о ней говорим, но, рассматривая индексацию как механизм борьбы с бедностью, надо понимать и исходить из того, что индексация – это необходимые, требуемые законодательством действия. Однако это мера догоняющая, пассивная, она лишь компенсирует расходы прошлого. Поэтому, в лучшем случае, индексация на величину официальной инфляции дает лишь стабилизацию доходов, но не улучшение материального положения, то есть бедным был, бедным и остался.
Неясным остается вопрос, какими способами, кроме раздачи пособий, будет вестись борьба с бедностью, как ее, проклятую, побеждать будем? На мой взгляд, надо изменить подход к бедности и исходить из расходов, а не доходов, то есть от необходимого человеку для нормальной жизнедеятельности. И давайте не будем говорить, что нет денег.
Для того, чтобы решить эти задачи и не только, конечно, нужна развитая экономика. Это основа. Значит, нужны инвестиции, разумная экономическая и финансовая политика.
Что с этим? Давайте сначала посмотрим структуру бюджетных расходов в 2018 году: 14,4 процента – на национальную экономику, 4,3 – на образование, 3,2 – на здравоохранение. Как совершать рывок, когда в расходах на национальную экономику развитие человеческого капитала не получает финансового подкрепления, а те заявленные 25 триллионов рублей до 2024 года не имеют четкого конкретного сопровождения, что и показала ситуация с министром экономического развития, а их ведь еще надо заработать. Каким образом? За счет чего? Совершенно непонятно.
А глядя сегодня на прогнозы Министерства экономического развития, главные задачи из Послания президента можно считать уже невыполненными. Финансовые власти планируют и дальше изымать из экономики примерно по 3 триллиона рублей в год, используя их в том числе и на покупку валюты для Фонда национального благосостояния. Средства фонда размещаются в различные инструменты и, по данным Минфина, совокупная доходность размещения средств ФНБ на счетах в иностранный валюте в Банке России за 2018 год составила 0,63 годовых. Чистый отток капитала из Российской Федерации по итогам 2018 года по сравнению с 2017 годом вырос в разы.
Почти четверть века каждый год из России выводится за рубеж больше инвестиций, чем привлекается. Из 455 миллиардов долларов, принадлежавших 30 тысячам самых богатых граждан России, 315 миллиардов находятся за границей, патриоты двухпаспортные.
20 с лишним лет у нас роль страны – экспортера нефти, газа и капиталов, и, к сожалению, никаких реальных шагов по изменению экономической, денежно-кредитной политики не видно. Хотим решать заявленные планы, ничего не меняя, но ведь это уже проходили. Способность и маниакальное желание совершать одни и те же действия, надеясь на другой результат, это… Я думаю, дальше каждый может додумать сам.
Хочу вернуться к вопросу индексации пенсий работающим пенсионерам. С 2016 года им прекратили индексацию пенсий. По словам министра труда Топилина, на этом удалось сэкономить около 250 миллиардов рублей за три года.
По данным Росстата, в 2016 году было 15,2 миллиона работающих пенсионеров, по итогам 2018 года оказалось 9,8 миллиона. Куда делить 5,4 миллиона? Что, все бросили работать? Да нет. Многие перешли на зарплату в конвертах, сами загнали в тень гаражную экономику. Значит, они прекратили платить НДФЛ – 13 процентов, работодатели отчислять 22 процента из фонда зарплаты в Пенсионный фонд.
Посчитаем: средняя заработная плата пенсионера по стране – 34,5 тысячи. Получим, что бюджет в прошлом году недополучил около 240 миллиардов рублей подоходного налога, Пенсионный фонд потерял около 600 миллиардов, и это без потерь фондов обязательного медицинского и социального страхования.
Что имеем? Плюс 250 миллиардов за три года и минус почти триллион за один год. Эффективно работаем, по-государственному. Одной рукой выдавливаем людей с официального рынка труда, увеличиваем неформальную занятость, другой – поднимаем пенсионный возраст и пытаемся бороться с теневой экономикой по-нашему.
Неплохо в развитие, вот до этого обсуждаемого вопроса, организовывать парламентские слушания и круглые столы по наиболее социально значимым законопроектам, но и после их принятия, совместно с правительством, проводить анализ их последствий на земле и подводить итоги на правительственных часах профильных министерств, чтобы своевременно вносить коррективы, не дожидаясь Послания президента. Я думаю, у него работы и без этого хватает. И быть более внимательными к предложениям от КПРФ, не пытаясь их под разными предлогами отклонить, не прислушиваясь к железобетонной аргументации, просто потому, что в правительстве не считают нужным.