А ведь именно эта категория граждан, обогатившаяся в начале 90-х на незаконной приватизации и прочих аферах, крыла последними словами советскую власть за мусор. Вот придет частник, говорили они, и очистит страну от грязи, вредных отходов, свалок, настроят спецзаводов по переработке мусора, и станет Россия как Швейцария.
Частник пришел после переворота 1991-го. Более четверти века в РФ правит буржуазия. И что ею сделано по устранению мусора? НИЧЕГО! Страна переживает мусорный коллапс, горы отходов угрожают безопасности жизни наших граждан. Народ иронично шутит: зачем беспокоиться, как достичь космических далей? Высота свалок скоро достигнет космоса, по этим кучам будем подниматься в поднебесье на экскурсии…
А серьезно свидетельствует статистика: в стране ежегодно накапливается до 150 млн кубометров бытовых отходов общей массой более 30 млн тонн, на одного человека приходится в год около 250 кг бытового мусора, самые опасные из них – синтетические вещества, отходы промышленных технологий. Что касается граждан, то они платят за вывоз и уборку бытового мусора, а вот эффективные собственники стараются любыми способами увильнуть от экологических сборов, штрафов за загрязнение окружающей среды. Озвученные несколько лет тому назад планы строительства предприятий по переработке мусора остались на бумаге. Продолжают работать заводы, сжигающие мусор, построенные в советское время, появилось несколько новых мусоросжигающих предприятий, но обещанной переработки отходов, фильтрования и нейтрализации токсичных выбросов так и не появилось. Наша природа – леса, воздух, земли, реки и озера – подвергается агрессивному отравлению везде, где действуют промышленные предприятия. А их владельцы уже не замечают, как приносящие им прибыли производства загрязняют жизненное пространство всего живого вокруг.
Частники и правящие чиновники не считаются с мнением народа. Только после того как жители Балашихи пожаловались президенту во время прямой линии на гигантскую свалку, выросшую рядом с жилыми кварталами и отравляющую всё вокруг, мусорный эверест был ликвидирован. Но это единичный показушный пример. Таких смердящих «горных массивов» и в Подмосковье, и по всей России – тысячи. Путин объявил борьбу с раком, но накопившиеся ядовитые отходы не позволят улучшить статистку по этому смертельному заболеванию.
Где же выход? Экологи говорят, что надо внедрять современные технологии обработки мусора. Это самый эффективный, но затратный путь ликвидации отходов, а потому неприемлем для частников-миллиардеров. Самый дешевый и простой – вывоз мусора куда-то… А что рассуждают капиталисты, дышащие свежим воздухом Швейцарии, Альп, престижных кварталов европейских столиц, – в России много земель и территорий, куда можно свозить накопившиеся кучи. Зачем тратиться на переработку?
Космополитический тренд активно подхватили и начали реализовывать правительство и партия власти. И уже «Единая Россия» вбросила в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», который был тут же назван антиэкологическим.
«Помойный» вброс совершал опытный единоросс. Николай Гончар заявил, что инициатива принадлежит ему и группе единопартийцев, хотя, по мнению ряда депутатов, за идеей вполне осязаемо торчат уши правительственных чиновников.
Смысл законопроекта – отменить для городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – ранее введенные требования о сборе, обработке, утилизации, обезвреживании и хранении твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации региональными операторами. Этим городам разрешается руководствоваться в мусорном вопросе не законами, а планом мероприятий высшего органа исполнительной власти субъекта. Оплата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения. Местные власти определят и размер мусорного тарифа для граждан.
Гончар расшифровал, что в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не будут создаваться объекты инфраструктуры по переработке твердых коммунальных отходов. Руководству этих городов предписывается заключать договоры с другими субъектами РФ, и на их территории вывозить мусор. Прежде, конечно, нужно согласовать схемы территориального размещения и переработки отходов, а также установить единый региональный тариф.
Предлагаемый законопроект необходимо принять молниеносно, он должен вступить в силу с 1 января 2019-го, чтобы названным городам успеть до 1 января 2022-го заключить договора с теми регионами, куда они повезут свой мусор.
И проект, и Гончар с требованиями, не терпящими отлагательств, и срочность, и наплевательство на экологию, вызвали бурю возмущений со стороны коммунистов, справроссов и либерал-демократов. Почему не обсуждаете с народом, хотят ли в провинциях дышать столичными отбросами? А как договариваться с местными властями? С помощью взяток?
Гончар больше помалкивал. Но и так все поняли, что к чему. Не желая вкладываться в переработку мусора, олигархи нацелили власти главных городов РФ, в основном Москвы, пойти дешевым путем – развозить ТБО (твердые бытовые отходы) по всей России, что уже практически происходит. Николай Коломейцев (КПРФ) определил законопроект как лоббистский, промосковский: «Москва сегодня до Калуги… в ней – 12 млн жителей, она основной производитель мусора. Неправильно ставить Москву вне положений закона. Этот законопроект принимать нельзя».
«Законопроект не только лоббистский, но и коррупционный, – заявил Анатолий Грешневиков («СправРоссия»). – Общеизвестно, что строительство полигонов гораздо выгоднее, чем строительство мусороперерабатывающих предприятий. Принятие законопроекта ввергнет регионы в мусорный коллапс. Ни Калуга, ни Тверь, ни Ярославль не хотят быть помойками Москвы. Москва очищается за счет регионов. Более того, Москва на три года сохраняет старые тарифы на вывоз и утилизацию мусора, тогда как в других регионах, например, в Красноярске, в 56 раз тарифы вырастают, в Краснодаре – в 50 раз, подобная картина – в других регионах. Почему Москва в таком привилегированном положении? Делаете фасад из одного города?».
Грешневиков рассказал, что к ярославским властям уже приезжали столичные волонтры договариваться о свалочных полигонах без учта мнения ярославцев и экологов, готовы устроить свалку рядом с волжским побережьем. За аренду ярославской земли предлагали 50 млн рублей. «Но здоровье людей бесценно», – подчеркивал Грешневиков.
А что творится в Архангельске? Строится полигон «Шиес», 5 тысяч гектар отведено, 90 вагонов будут свозить отбросы в течение 20 лет. Вырубают для этого леса, загаживают водоемы…
«Так это и есть та хваленая экологическая реформа? – негодовал Алексей Куринный (КПРФ). – Хотите замусорить всю Россию? И тарифами задавить обнищавший народ? В большинстве регионов минимум на 50% вырастут тарифы – до 150–170 рублей на человека. Это и есть фактически тот самый экологический сбор за переработку, который должны платить собственники. Но повернули всё так, что будете обдирать народ? В этом – реформа? Вся Россия будет стонать от нового побора, новых мусорных схем и лжи.
Программы, я так понимаю, до сих пор никакой нет, стратегического решения до сих пор никакого не принято и то, что сегодня происходит, не отвечает на самый главный вопрос: а куда же пойдет мусор из Москвы, и в какой форме? Подмосковные свалки переполнены, это старый способ – валить всё в кучи, он не соответствует принятому законодательству. Регионы ни за какие коврижки не желают принимать московский мусор в огромных количествах.
И третье – вопрос с переработкой остается открытым. Где заводы, соответствующие новейшим экологическим требованиям и новейшим экологическим технологиям? Данный законопроект ничего не решает, не формирует никакой стратегии. Ну и особое положение Москвы и Петербурга, – антиморально. Нужно ценить и уважать всю Россию. Фракция КПРФ будет голосовать против данного законопроекта».
Тем не менее законопроект Гончара и группы единороссов принят в первом чтении, за – 318, против – 81, все депутаты от КПРФ и ЛДПР и частично – от «СправРоссии». В начале декабря состоится второе чтение.
«ЕдРо» ломает через колено экологию России.