Зрители тихоокеанского архипелага увидят картину в 2019 году. Соглашение об этом было достигнуто на 39-м Международном кинорынке American Film Market.
«Мы рады возможности поработать с биографической лентой об Араме Хачатуряне, – заявил Шоко Оцуяма, директор по прокату компании New Select. – Очень любим этого композитора и его музыку. Мы сразу влюбились в материалы из картины, которые нам показали».
Производством фильма занималась кинокомпания «Марс Медиа» при поддержке Министерства культуры РФ. Режиссером и автором сценария выступил российский и узбекский постановщик Юсуп Разыков. Съемки проходили в 2018 году в России и Армении. «Насколько мне известно, «Танец с саблями» станет первым фильмом из России, который выйдет в прокат в Японии», – уточнил Шоко Оцуяма.
По словам Юсупа Разыкова, его фильм – «не попытка прочитать биографию великого композитора, а рассказ о сочинении самого востребованного в мире музыкального шедевра». Кстати, сама история создания произведения довольно занимательна. Все началось в 1939 году с написания Арамом Хачатуряном «Счастья» – первого армянского балета. Хоть произведение и имело успех, либретто явно хромало, за что и было «раскулачено» автором – по его собственному признанию. В результате основательной переработки на свет появился новый балет – «Гаянэ». Появился он в эвакуации, в Перми (тогда – Молотове), «в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать», вспоминал композитор. Когда работа была готова, Хачатуряна вызвал директор эвакуированного в Молотов Кировского театра и попросил добавить в последнем акте танец. «Я считал, что балет закончен, и наотрез отказался, – говорил позже автор. – А потом пришел домой, сел за рояль, стал раздумывать. (…) К двум часам ночи все было готово. В одиннадцать утра танец прозвучал на репетиции. К вечеру он был поставлен, а на следующий день была генеральная». Так, совершенно случайно, и родился «Танец с саблями».
Со временем это небольшое произведение, длящееся всего две минуты четырнадцать секунд, стало визитной карточкой композитора, его самым исполняемым и узнаваемым сочинением. Популярность опуса шагнула далеко за пределы Советского Союза. Скажем, в конце 1940-х «Танец с саблями» стал хитом американских музыкальных автоматов. Журнал Newsweek» даже предлагал назвать 1948-й «годом Хачатуряна в США».
На родине произведение любили не менее страстно. Оно обросло легендами. Например, поговаривали, что в такт «Танцу» притопывал сам Иосиф Виссарионович. А потом и вовсе сочинили байку, будто во время визита Хачатуряна в Испанию композитора пригласил в свой замок Сальвадор Дали. Экстравагантный художник заставил гостя ждать аудиенцию несколько часов, после чего обнаженный сюрреалист ворвался в комнату верхом на метле, с саблей в руке, намотал несколько кругов и ускакал прочь – естественно, под оглушительный грохот «Танца»… Тут стоит уточнить, что Хачатурян никогда не бывал в Испании.
Как бы то ни было, слава сочинения самого автора несколько нервировала. «Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя – это «Танец с саблями» из «Гаянэ», – полушутя говорил композитор. – Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сэйбрданс» – от английских слов sabre – сабля и dance – танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым». Что ни говори, а для человека, создавшего собственную композиторскую школу, звучит и вправду оскорбительно.