Бензиновое удушье

Поэтому жизнь населения края полностью зависит от недоброй воли разных монополий и пришлых компаний. Произвол монополий все больше и больше ощущает на себе каждый житель края. Направляю вам свой материал на эту тему для возможного опубликования на страницах Народной газеты. 

В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ цены на бензин и дизельное топливо, в отличие от других сибирских регионов, в октябре росли бешеными темпами. Ценник на автозаправочных станциях менялся в сторону повышения едва ли не каждый день. Создавалось впечатление, что АЗС включились в безудержную ценовую гонку, соревнуясь, кто круче заломит цену. Только за последнюю неделю октября стоимость самого ходового бензина марки А-92 подскочила на 4–5 рублей и достигла в городе Чите 48 рублей. А в районах края бензин – 50 рублей и более, дизтопливо – 56 рублей. И чем дальше от краевого центра, тем выше цены. И это там, где уровень бедности населения в связи с развалом промышленного и сельскохозяйственного производства самый высокий. 
Всё сильнее и сильнее затягивается «бензиновая удавка» на шее забайкальцев, всё сильнее и сильнее выкручивают им руки бензиновые воротилы-монополисты, выгребая из карманов рубли и копейки. Но деваться-то людям некуда. Автомобиль при неразвитом в краевом центре и районах края общественном транспорте на «прикол» не поставишь. И на работу надо добраться, и ребенка в садик или в школу доставить. А на селе надо еще и дрова привезти, и сено скотине, и больного родственника до больницы, которая находится за тридевять земель, подвезти. Вот и терпят, и экономят – в основном на еде и на самом необходимом – забайкальцы, и поносят на все лады бензиновых олигархов, неприязнь к которым уже переросла в ненависть. 
Подняли свой голос депутаты-коммунисты на заседании законодательного собрания края в октябре по бензиновому вопросу и предложили от имени краевого парламента обратиться к президенту страны с просьбой остановить дикий рост цен на бензин и дизтопливо в крае. Но не нашло это предложение поддержки у депутатов-единороссов и примкнувшим к ним либеральным демократам. Отклонили они эту инициативу под предлогом того, что ситуацию надо еще дополнительно изучить.
А что изучать-то, когда проблема «лежит на поверхности», и только ленивый о ней не говорит. А если нужны дополнительные сведения, то надо было просто выехать на любую заправку, переговорить с людьми – и картина ясна. Просто побоялись народные избранники потревожить верховную власть, мол, как бы чего не вышло. 
А бензиновые магнаты тем временем продолжают преспокойно выдавливать в своих удушающих объятиях из тощих кошельков забайкальцев свои сверхприбыли. В депрессивном и дотационном Забайкальском крае, где большая часть населения пребывает в бедности, они чувствуют себя вот уже многие годы привольно, показывая в полной мере свой «звериный оскал». Никаких ог­раничений, никаких препятствий для них здесь не существует, в то время как в соседней Республике Бурятия и в Иркутской области они ведут себя более сдержанно, и поэтому цены на бензин здесь ниже и не так скачут. 
Цены на моторное топливо тянут за собой цены на продукты и товары первой необходимости. Уже подорожал хлеб, дорожают день ото дня и другие основные продукты питания. Владельцы маршрутных автобусов только и выжидают момента для очередного взвинчивания цен за проезд. 
Не отстают от бензиновых магнатов и другие монополисты. Если еще в начале июля 50-литровый баллон бытового газа в городе Чите стоил около 900 рублей, хотя и эта цена немалая, то в начале октября его стоимость подскочила до 1250 рублей. Может быть, за это время у забайкальцев подросла зарплата или повысилась пенсия? Да ни на копейку. 
И это в ведущей газодобывающей стране – для своего народа, где газ, как нас уверяют, – народное достояние. В стране, где радуются турецким и северным газовым потокам, направленным в страны наших «западных партнеров». А вот о восточном потоке в богом забытое Забайкалье никто и не думает. Свои, мол, и так перебьются в тридцати- да сорокаградусные морозы. На угле да на дровах. И приходится перебиваться и жить в копоти и в дыму. Не случайно Чита входит в число городов страны с самым грязным воздухом. 
А вот последние вести с «ценового фронта». И на уголь, добываемый в недрах Забайкальского края, цены для забайкальцев поднялись, и даже краевая антимонопольная служба начала проверку по этому поводу. Хотя всем известно, что такие проверки, как правило, заканчиваются выгораживанием монополистов. Теперь надо ждать повышения тарифов на электроэнергию и отопление.
Произвол энергетических монополий дополняют разного рода добывающие компании, черпающие из недр края полезные ископаемые. Черпают по-варварски, невзирая на природоохранное законодательство, попирая интересы местного населения. Особо отличаются здесь золотодобытчики. Вот Балейский район, где когда-то работал крупнейший в стране золотодобывающий комбинат «Балейзолото», сгинувший в годы либеральных экономических реформ. На смену комбинату пришли хищники-предприниматели. Есть в этом районе река Талангуй, некогда светлая, богатая рыбой, обеспечивающая водой жителей шести сел района, расположенных на ее берегах. Сегодня вода в реке золотодобытчиками загрязнена до такой степени, что ее нельзя использовать для полива огородов, ею нельзя поить скот, а ведь подавляющее большинство жителей сел живут тем, что производят на своем подворье. Но это не волнует предпринимателей, которые наглядно демонстрируют, что в погоне за прибылью они способны на любые преступления против природы и человека. 
Не может найти на них управу местная власть, как и многочисленные надзорные органы. Если и выписывают они какие-то предписания и составляют протоколы за выявленные нарушения, то для хищников они как слону дробина, а если и присудят им штраф, то за пару-тройку промывочных дней они его и отработают. И всё остается по-старому. 
А в сельце Байцетуй Шилкинского района золотодобытчики не только загрязнили местную речку, являющуюся единственным источником воды, в том числе и питьевой, для местного населения, но и начали захват земли, находящейся в собственности у селян. Земли, которую те использовали для пастьбы скота и заготовки сена, на которой они прожили всю свою жизнь. И куда бы ни обращались пострадавшие, положительного решения нет. Ведь правда у нас всегда за «золотым тельцом», и законы на его стороне. 
И так везде, где ведется в крае золотодобыча, а таких районов немало, ведь забайкальские недра щедры на драгоценный металл, на цветные и редкие металлы, на уран и уголь. И, казалось бы, имея такие запасы руд, край должен если не процветать за счет их добычи, то быть хотя бы самодостаточным и не жить на дотации из федерального центра. Только вот доходы от золотодобычи и других полезных ископаемых исчезают в глубоких карманах монополий, в том числе и забугорных, оставляющих забайкальцам отравленные реки и громадные площади отвалов пустой породы, рекультивировать которые никто и не собирается. 
Вот так в тесных объятиях монополий задыхается забайкальский люд. Кто-то бросает родную, но ставшую такой неласковой землю и уезжает в другие регионы за лучшей долей. Но подавляющему большинству забайкальцев бежать-то некуда, и остаются они в крае с явной перспективой недотянуть даже до предпенсионного возраста. Но у доведенного до отчаяния всегда есть выход, последний шанс – «взять вилы и на площадь», как пишет один пользователь интернета, чтобы выжить и жить. 

г. Чита 

Другие материалы номера