Под угрозой уступок

– Сахалинцы обеспокоились возможной передачей Японии островов Малой Курильской гряды и начали собирать подписи под обращением к президенту РФ не допустить подобного развития событий. Авторы обращения указывают на п. 8 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, в которой сказано, что территория страны не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

Председатель Сахалинского отделения Русского географического общества, экс-депутат Сахалинской облдумы трех созывов Сергей Пономарев, один из авторов обращения, заявил агентству «Интерфакс», что договоренность лидеров России и Японии в Сингапуре 14 ноября об активизации переговоров по мирному договору на основе декларации 1956 года «произвела фурор не только в Японии». Сергей Пономарев, лауреат «Советской России», прислал в распоряжение редакции обширное исследование по истории Курил, фрагменты которого мы сегодня публикуем.

 

Согласно Отчету ДВ АГП в составе Большой и Малой Курильских гряд 1671 объект, в том числе 554 площадных объекта и 1117 точечных. 178 из них имели географические названия.

Суммарная площадь географических объектов Курильских островов – 10 313,77 кв. км. Общая площадь Сахалинской области определена в 84 881,8 кв. км. В 2017–2018 гг. по инициативе Сахалинского отделения Русского географического общества, поддержанного Сахалинской областной думой, правительство Российской Федерации распоряжением №223-р от 8 февраля 2017 г. присвоило  наименования трем ранее безымянным островам на Малой Курильской гряде – остров Деревянко, остров Гнечко, остров Фархутдинова и двум островам в группе Таира на севере острова Уруп – остров Громыко и остров Щетининой; распоряжением №2187-р от 11 октября 2018 г. – остров Плавник – на охотоморской стороне о. Уруп.

Одному острову – Пескова – в северной группе островов наименование присвоено 13.08.2016 распоряжением №1708-р по инициативе газеты «Комсомольская правда».

Таким образом, в уставе Сахалинской области (редакция закона СО №35-ЗО от 28.05.2018) перечислено 83 острова и островные группы Курильской гряды. Пока (ноябрь 2018 г.) не внесен в устав только остров Плавник. Значение этого для международных отношений состоит в том, что впервые в мировой практике понятие «Курильские острова» из субъективно-исторического превратилось в нормативно-определенное.

Общеизвестно, что экспансия русских на Курильские острова началась в 1711 году, а затем продолжилась в 1713 году, когда на первые (к югу от Камчатки) Курильские острова Шумшу, Парамушир были направлены небольшие отряды казаков, возглавлявшиеся Анциферовым Д.Я. и Козыревским И.П. В результате этих походов айны Шумшу и Парамушира были приведены в российское подданство. Тогда же, в 1713 г., в российское подданство был принят один из жителей Итурупа, находившийся в тот момент на Парамушире. Приведенные в подданство России жители Шумшу и Парамушира свидетельствовали, что их соплеменники – айны южных Курильских островов – Урупа и Итурупа «самовластно живут и не в подданстве». При этом важно подчеркнуть (на это обращает внимание российское Министерство иностранных дел), что эти высадки были частью государственной политики и выполнением соответствующих властных поручений.

Еще в 1702 г. Сибирский приказ от имени Петра I предписал Якутской воеводской канцелярии направить на Камчатку людей, которые разведали бы путь в Японию через Курильские острова и приняли бы проживавших на этих островах «иноземцев» в подданство России. Поручения об экспедиции на Курилы давались также 16 февраля 1710 г., 9 сентября 1710. Руководствуясь указаниями Петра, якутский воевода Траурнихт Д.А. поручил 9 сентября 1710 г. казачьему десятнику Савостьянову В. построить на Камчатке суда и отправить на них людей для обследования островов, лежащих к югу от «Камчатского носа», и выяснения их государственной принадлежности.

Для понимания отношения России к международно-правовому статусу Курильских островов необходимо привести официальную позицию России. Историко-документальный департамент МИД РФ еще в октябре 2011 г. разместил большой историко-архивный материал на сайте МИД РФ под названием «Курильские острова. Их открытие и присоединение к России (1711–1778)».

Общий вывод об «исконной принадлежности Курильских островов России.

Правовой титул суверенитета России над ними вытекает из права первооткрытия и первоосвоения. Россия приобрела суверенитет над Курильскими островами на законных основаниях. Ее действия отвечали праву того времени. Действия Японии тех лет не имеют никакой юридической ценности для установления ее суверенитета над Курильскими островами. Акты России, утвердившие ее суверенитет над Курильскими островами, были актами государственной власти. Россия осуществляла свою государственную власть над Курильскими островами на протяжении почти всего XVIII века».

В ходе Второй мировой войны, в июне 1944 г., еще до вступления СССР в войну с Японией, советский посол в Токио Я. Малик представил в МИД СССР доклад с предложением о возвращении Курильских островов. В сентябре 1944 г. министр иностранных дел Японии М. Сигэмицу считал возможным предложить Советскому Союзу за посредничество в окончании Тихоокеанской войны уступку южного Сахалина и северных Курильских островов. В декабре 1944 г. на встрече с послом США в Москве А. Гарриманом Предсовнаркома СССР И. Сталин поставил вопрос о передаче СССР южного Сахалина и Курильских островов в качестве гарантии защиты советского побережья от японской агрессии со стороны Тихого океана.

США, а затем и Великобритания согласились с этим и 11 февраля 1945 г. в Ялте руководители этих стран и СССР подписали Соглашение по вопросам Дальнего Востока. Одним из условий вступления СССР против Японии в нем указывалась передача Советскому Союзу Курильских островов (п. 3). Причем стороны согласились на безусловное удовлетворение претензий СССР после победы над Японией.

Вступление СССР в войну обусловило объявление Японией 14 августа 1945 г. безоговорочной капитуляции и признание Потсдамской Декларации (и соответственно ее п. 8 – об ограничении территориального суверенитета Японии), что повлекло издание президентом США Г. Трумэном 15 августа Общего приказа №1 о порядке и районах принятия капитуляции японских вооруженных сил. Одновременно он был направлен на согласование СССР. Уже 16 августа И. Сталин предложил Г. Трумэну внести в приказ поправки и «1. Включить в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам все Курильские острова, которые согласно решению трех держав в Крыму должны перейти во владение Советского Союза». 18 августа 1945 г. Г. Трумэн согласился на изменение Общего приказа, но предложил предоставить США право на авиабазу для военных и коммерческих целей на одном из Курильских островов, предпочтительнее в центральной группе. 22 августа 1945 г. И. Сталин отклонил данную просьбу. Полагаю, что «упущение» Курильских островов в Общем приказе №1, а затем претензия на получение там авиационной базы свидетельствуют о наличии в тот период у США претензий на эту территорию.

Освобождение Курильских островов начато советскими войсками 18 августа 1945 г. с ожесточенных боев за остров Шумшу на севере гряды и в начале сентября 1945 г. закончено бескровным пленением японских подразделений на самом юге архипелага в прямой видимости от о. Хоккайдо. Количество военных, измеряемое числом попавших в плен, в три раза превышало число гражданских лиц, после войны депортированных с согласия США в Японию.

Директивой Главнокомандующего союзных держав в Японии японскому правительству от 29 января 1946 г. Курильские острова исключены из юрисдикции Японии. Немедленно указами Президиума Верховного Совета СССР была объявлена государственной собственностью СССР вся земля с ее недрами, лесами и водами на территории южной части о. Сахалин и Курильских островов и на этой территории образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР. 2 января 1947 г. она была объединена с Сахалинской областью, существовавшей на севере о. Сахалин, выделена из Хабаровского края в самостоятельную область РСФСР (ныне Российская Федерация), 25 февраля 1947 г. ее название впервые включено в текст Конституции СССР.

Сан-Францисский мирный договор 1951 г. (пункт С) статьи 2) зафиксировал отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова. Однако американская дипломатия в условиях начавшейся холодной войны, по сути, генерируя территориальный японо-советский конфликт, прямо на мирной конференции 5 сентября 1951 г. в выступлении госсекретаря США А. Даллеса дала сигнал о ревизии физической географии, заявив, что «понятие Курильские острова», упомянутое в статье 2 «с», по мнению США, не включает острова Хабомаи…». В Японии, как известно, к о-вам Хабомаи относят Малую Курильскую гряду (МКГ) за исключением о. Шикотан.

Через два дня – 7 сентября 1951г. – уже премьер-министр Японии С. Иосида продолжил «сокращение» пределов Курильского архипелага, отнеся крупнейший остров Малой Курильской гряды Шикотан (СССР) к части японского острова Хоккайдо. Свои утверждения американская сторона пробовала проверить на практике. Однако американские самолеты, пытавшиеся в 1952 и 1954 г. совершить облеты МКГ, были сбиты ПВО СССР. Стороны обменялись нотами, в которых повторили свои аргументы о принадлежности МКГ.

Под давлением США Япония на мирных переговорах с СССР в 1956 г. уклонилась от заключения мирного договора. В результате был принят усеченный документ – Совместная Декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г. Им состояние войны между странами прекращено (п. 1), установлены дипломатические отношения (п. 2), установлены принципы взаимоотношений (п.п. 3,6) между странами. Ратифицированная сторонами Декларация по сути играет роль мирного договора за изъятием не произведенного территориального размежевания.

 Стороны согласились на продолжение переговоров о заключении мирного договора. При этом СССР согласился на передачу Японии островов, названных в Декларации (ч. 2 п. 9) «Хабомаи и Сикотан» с тем, чтобы фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора. Уступка носила не только собственно территориальный характер, но и смысловой. Вопреки принципу равенства сторон советская сторона согласилась на обозначение островов только японскими названиями, хотя они в это время уже стали Малой Курильской грядой.

С учетом новых международно-значимых факторов (заключение в январе 1960 г. нового японо-американского военного договора) Советское правительство в памятной записке правительству Японии от 27 января 1960 г. заявило, что «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии» будет выполняться ч. 2 п. 9 Совместной декларации 1956 г.

В дальнейшем увеличение официальных территориальных претензий к СССР (России), произведенное в Памятной записке правительства Японии правительству СССР от 5 февраля 1960 г., привело к новой попытке ревизии физической географии. В этой записке указывалось, что Япония будет неотступно добиваться «возвращения» не только о-вов Хабомаи и о. С(Ш)икотан (т.е. Малой Курильской гряды. – С.П.), но «и других исконных японских территорий». К этим «исконным японским территориям» были отнесены т.н. «северные территории» (далее «С. т.»), включавшие на данной фазе территориальных претензий уже не только Малую Курильскую гряду (МКГ), но российские острова Итуруп и Кунашир из состава Большой Курильской гряды. Японские политики, а затем и государственные органы стали относить их к явно японоцентристскому понятию «С.т.» с неопределенным и политически изменчивым географическим содержанием.

Тридцать лет стороны оставались в основном на прежних позициях. Однако в совместном советско-японском заявлении от 18 апреля 1991 г. президент СССР М. Горбачев сделал следующую уступку и согласился рассматривать проблему территориального размежевания не только применительно к Малой Курильской гряде (Шикотан и Хабомаи. – яп.), но и к островам Кунашир и Итуруп Большой Курильской гряды. После распада СССР (1991) российское руководство вывело значительную часть войск с Курильских островов, чем продемонстрировало готовность к дальнейшим уступкам.

Позиция нынешнего президента РФ В.В. Путина, руководящего страной с 2000 г., является продолжением позиции президента РФ Б.Н. Ельцина (1991–2000) и закреплена в иркутском заявлении президента РФ и премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора, где ясно сказано, что стороны «согласились ускорить дальнейшие переговоры с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир и Хабомаи». Она же транслирована В.Путиным  на 23-й встрече с японским премьер-министром С. Абэ в Сингапуре 14 ноября 2018г.

Эта позиция вызвала резкое осуждение Сахалинской областной думы, принявшей по этому поводу два заявления. В заявлении от 19 апреля 2001 г. Сахалинская областная дума указала, что «любые инициативы по заключению мирного договора путем пересмотра позиции России по уже решенному вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Малой Курильской гряды представляют угрозу территориальной целостности и суверенитету Российской Федерации». В заявлении 29 июня 2001 г. указано, что «Сахалинская областная дума, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, заявляет, что Курильские острова являются неотъемлемой частью Российской Федерации и ее субъекта – Сахалинской области. Попытки ведения закулисных переговоров с целью передачи российских территорий иностранному государству в ущерб стратегическим, оборонным, экономическим интересам Российской Федерации являются уголовно наказуемыми деяниями, и лица, виновные в их совершении, должны преследоваться по законам Российской Федерации». (Принято постановлением Сахалинской областной думы №2/11/297-3    от 29 июня 2001 г. Контроль за исполнением постановления возложен на председателя постоянной комиссии Сахалинской областной думы по законодательству, законности и внешним связям С.А. Пономарева.)

Ссылка министра иностранных дел России в ноябре 2004 г. в телепередаче «Оранжевый сок» на пункт 2 статьи 9 Декларации 1956 года, несмотря на рекомендации парламентских слушаний в Государственной думе РФ, предложивших считать это положение утратившим силу ввиду изменения обстановки, вызвала в Сахалинской области многотысячный митинг протеста.

Выводы:

1. Курильские острова в обозримый период не являлись государствообразующей территорией, а являлись и являются объектом международно-правовых отношений.

2. Принадлежность островов определялась балансом сил и интересов России (СССР) и Японии в данном регионе, а с середины ХХ века – балансом сил военно-политических блоков, к которым относились эти страны. С учетом несамостоятельности Японии во внешней политике переговоры с Японией по территориальному вопросу – это опосредованные переговоры с США. Нынешние претензии Японии направлены на ревизию итогов Второй мировой войны и Ялтинского миропорядка на Дальнем Востоке.

3. Международно-правовое значение Курильских островов определяется не только нахождением их в зоне интересов России и Японии (с 1941 г. и США), а также возможностью контроля Курильских проливов, свободы судоходства для российского Дальнего Востока, но и владением 200-мильными исключительными экономическими зонами, отсчитываемыми от их берегов.

4. В настоящее время (с 2010) существует нормативно-определенное понятие Курильских островов, подлежащее учету в международно-правовых отношениях, что укрепляет российскую переговорную позицию.

5. Япония в течение длительного времени ведет против СССР/России информационно-психологическую войну по территориальному вопросу, включающую картографическую агрессию, ревизию физической географии, внедрение в международную практику собственных смыслов («Хабомаи и Сикотан» вместо Малая Курильская гряда; «северные территории» вместо «южная часть Курильских островов»).

6. Упорство, с которым нынешнее руководство России ведет переговоры о мирном договоре как синониме территориальных уступок Курильских островов (или их части) Японии, заставляет задуматься: не забыта ли норма пункта 8 Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г., гласящая, что «территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума»? Причем вовсе не народ должен быть инициатором этого референдума, а инициаторы территориальных уступок.

Может быть, эта норма забывается именно потому, что по проведенному информационным агентством «Регнум» беспрецедентному по охвату (57 тыс. человек) опросу граждан России, выяснилось, что 89% против территориальных уступок Японии?

Другие материалы номера