Земля слишком мала для несправедливости

Уверен, не станет исключением и обсуждение фигуры Владимира Ильича Ленина – на мой взгляд, не просто величайшего исторического деятеля России в XX веке, а величайшего исторического деятеля всех времен и народов. И это правильно, потому что нынешний кризис – это прежде всего глобальный кризис капитализма, высветивший за отлакированным научно-техническим прогрессом – фасадом этой экономической формации – ее гнилую сущность, уже давно не соответствующую вызовам, стоящим перед человечеством. 
Честно говоря, за последние 30 лет капитализма в России мы все уроки классовой борьбы изучили на своей шкуре и, на мой взгляд, правильность ленинских идей прочувствовали во всей их очевидной полноте. Но в последнее время правота этих идей просто вопиет! 
Ведь что мы видим в мире, если изложить вкратце? Передел рынков представителями мирового капитала обвалил цены на нефть, оставив многих без средств к существованию. А по какому-то удивительному случаю совпавшая с этим кризисом эпидемия коронавируса выявила жесточайший кризис в человеческих отношениях. Глядя на самые развитые западные страны, мы видим везде примерно одну и ту же картину – высокоразвитая, высокотехнологичная, использующая самые последние достижения научно-технического прогресса медицина предназначена лишь для обслуживания интересов узкого круга лиц. И какие только идеи не гуляют вокруг такой медицины! Говорят о радикальном увеличении продолжительности жизни, о победе над самыми опасными болезнями – и, разумеется, только для тех, кто сможет за это заплатить. А что для остальных? Как выясняется, почти ничего. А для многих и ничего вовсе, ведь даже в самой развитой и, без преувеличения, богатейшей капиталистической стране мира – в США около 40 миллионов людей не имеют доступа вообще ни к какой медицинской помощи. Я сильно подозреваю, что и статистика смертности в отношении этого слоя, мягко говоря, не совсем точна, а реальная картина продолжительности жизни и заболеваемости в США, и тем более в других капиталистических странах, совсем не такая, как нам пытаются представить. А что США? Можно ведь еще и вполне капиталистическую Нигерию вспомнить со всеми мечтами либерала времен «перестройки» – с полными прилавками, «демократическими» выборами, свободным выездом на Запад и отсутствием цензуры и с 33,6 миллиона голодающих даже по официальным данным. 
И вот случается эпидемия, и выясняются совершенно простые вещи – медицина должна быть массовой, бесплатной, доступной для всех. Потому что иначе она просто становится бессмысленной. Или так называемой «элите» придется жить, как в фильмах про зомби-апокалипсис, в подземных бункерах. Каждый должен иметь право на жизнь и право на доступ, в частности, к современным достижениям медицины, потому что, как оказывается, наш земной шар стал слишком мал, чтобы позволить себе деление на классы и касты. Жаль, конечно, что такие простые истины нам преподносят достаточно жестоким образом, но логика истории вообще часто жестока и неумолима. 
К октябрю 1917 года, к Великой Октябрьской социалистической революции наша страна была практически разрушена и просто переполнена разного рода эпидемиями и болезнями. Большевики во главе с Лениным не только смогли «сшить» разорванное пространство нашей страны, но и, прежде всего, внушить людям надежду на светлое будущее, а всему остальному миру – что реальная, жизнеспособная альтернатива возможна. 
По историческим меркам в ничтожный срок страна была восстановлена, созданы наука и промышленность, которых оказалось достаточно, чтобы победить в величайшей в истории человечества войне, а позже – первыми выйти в космос. Это при том, что конкуренция между СССР и США была жесточайшая и обе страны не жалели сил и ресурсов, чтобы показать, что именно они лучшие. 
На мой взгляд, главная заслуга Ленина и большевиков в том, что при них каждый, именно каждый, мог почувствовать себя человеком, и не просто почувствовать, но и получить реальный доступ к лучшему на то время образованию, к лучшей (по крайней мере для среднего человека) медицине, реализовать себя в общем труде. 
Человечество в массе своей всегда стремилось к справедливости, но, увы, как говорится, хороших людей больше, но плохие заметнее, поэтому бедным, угнетаемым людям было очень сложно сорганизоваться и переустроить жизнь по правде. И именно Ленин задумал и создал государство, ставшее альтернативой всей предыдущей человеческой истории, показал абсолютно новую линию развития человечества, построил государство, где впервые справедливость и лучшая жизнь для всех стали основой государственной политики. 
Я не буду сейчас анализировать, насколько отставала дореволюционная Россия от промышленно развитых стран. Кому-то, как, например, мне, это отставание кажется очень значительным, кому-то – не очень. Но есть совершенно непреложный факт – XX век стал русским веком, веком России. Благодаря новому воплощению России – СССР, наша страна на длительное время стала инициатором всего исторического процесса. Инициатива исходила от нас, мы задавали движение, мы были лидерами, и даже если по каким-то параметрам мы не были первыми, разрыв стремительно сокращался. 
В юности одной из моих любимых книг была (да и сейчас остается) «Месс-менд» Мариэтты Шагинян. Если вы не читали эту книгу, то обязательно прочтите. Речь там идет о Советской России, только-только вышедшей из Гражданской войны и интервенции, только-только начавшей оправляться от развала и разрухи. Но общество, описываемое в книге, было обществом поистине безграничных возможностей. У этих людей была вера в то, что они могут всё. И тогда, без современных технологий коммуникации, они воспринимали мир как единое целое, в котором стоит только начать освобождение людей труда, и справедливое, новое, светлое общество будет построено по всей земле. 
Тогда, после революции, к нам стремились лучшие художники, архитекторы, инженеры, поэты, чтобы участвовать в строительстве принципиально нового общества, в котором нет грани между настоящим и будущим. Энергетика этого общества была потрясающей, запредельной, заряжающей все человечество. Центр мира, центр развития, центр Вселенной был в России. Перефразируя Фридриха Ницше, можно было сказать, что «Бог был в Москве». Ленин и большевики были тогда крайне привлекательны. Восхищенными отзывами о Ленине можно заполнить не один газетный номер – а восхищались им от простых рабочих и крестьян до Альберта Эйнштейна, Бертрана Рассела, Махатмы Ганди и других величайших умов человечества. В недавнем сериале «Восьмое чувство» братьев Вачовски, создателей знаменитой «Матрицы», в качестве примера свободы творчества и вообще свободы приводится художник Диего Ривера, которому Рокфеллер заказал картину для своего центра. Картина так и не попала к заказчику, потому что центральное место в ней занимала встреча Ленина с рабочими, и Ривера категорически отказался ее убирать. 
Ленин в те годы давал надежду людям труда во всем мире. Государство, построенное Лениным, народ признал как свое. Поэтому и защищали его с такой яростью и с такой энергией отстраивали, поэтому и прощались с Владимиром Ильичом Лениным с такой скорбью, был нескончаемый людской поток в морозные январские дни 1924 года. Постройка Мавзолея стала вынужденной мерой, так как число людей, желающих проститься с Лениным, день ото дня не уменьшалось. Это уже потом Мавзолей превратился в святыню и место поклонения для всех нас. Святыней тем более великой, оттого что именно с этим символом спасли современную цивилизацию от фашизма и вывели человека в космос. 
Иногда складывается такое впечатление, что наши противники тоже прекрасно понимают сакральную сущность Мавзолея Ленина и потому с такой яростью пытаются его уничтожить. Вот уж тот самый случай, когда просто скажу, что Бог им судья. Я лучше вспомню 2018 год, когда во время чемпионата мира по футболу в Мавзолей выстроилась огромная очередь из наших гостей – я сам видел эту очередь. Тогда же к нам приезжал с гастролями Джонни Депп, думаю, самый известный и любимый в мире актер, и первым делом он пошел в Мавзолей Ленина и Музей-квартиру Маяковского. Я совсем не собираюсь приводить иностранцев в качестве каких-то авторитетов, просто было тогда ужасно обидно, что нашу историю, причем ее лучшую часть, иностранцы ценят больше, чем это делается в нашей родной стране – по крайней мере, на официальном уровне. А потом мы удивляемся, почему негодяи сносят памятники нашим героям. А не мы ли (не мы с вами, разумеется, но в нашей стране) снесли памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому в 1991 году, а потом крушили памятники Ленину задолго до украинских событий? Ведь очевидно, что нас не будут уважать другие, если видят, что мы не уважаем сами себя. 
Знаете, по-моему, в последнее время это становится общим местом, но я скажу еще раз: очевидно, что за социализмом, за ленинскими идеями будущее. И сама история будет толкать нас к этому будущему весьма бесцеремонным образом. 
Земля слишком мала, чтобы человечество могло позволить себе и дальше жить не по справедливости. А значит, время реализации ленинских идей еще впереди. И, поверьте, время это гораздо ближе, чем иногда кажется. 

Другие материалы номера