Необыкновенное героическое поколение

Они выдержали самое страшное, выполнив свой долг перед Родиной, выше которого нет ничего. О них сложены незабываемые стихи, написаны проникновенные художественные произведения, их имена выбиты на гранитных памятниках.
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли недолюбив,
Не докурив последней папиросы.
И пока будет существовать жизнь на земле, люди будут помнить о них, и эту память передавать из поколения в поколение. Мое слово о тех, кто в суровые военные годы, поминутно рискуя жизнью, шел на подвиг во имя Родины. О тех, кто, оставшись в живых, не ожесточился, а сохранил и сохраняет в душе любовь к стране, которую защитили, честь, совесть и порядочность настоящих людей. Мне захотелось рассказать о том, кем люди, вышедшие живыми из пекла, стали в мирной жизни, сохранили ли в себе те же черты чести, долга, благородства, человечности. Они пришли с фронтов и вновь, уже в мирное время, считали себя в ответе «за Россию, за народ и за все на свете».
Ежегодно, встречая 9 Мая, я думаю о своем отце, прошедшем всю войну, награжденном орденами и медалями страны. Он не любил нам, детям, рассказывать о войне, говорил кратко: «Было трудно. Но Родину надо защищать даже ценой собственной жизни. Это главное». Закончив две академии, полковник Литвинов Владимир Лаврентьевич служил в различных гарнизонах страны. Помню Козельск, Новомиргород, Львов, Одессу, Вязьму, Харьков… Помню многочисленные переезды, помню комнаты с одним диваном и столом и помню слова, которые он часто говорил нашей маме: «Шура, собирайся!» И мама была готова буквально через час. Всегда подтянутый, порядочный, влюбленный в армию и дисциплину, он был настоящим коммунистом, 50 лет с честью пронес партийный билет, и его последними словами ко мне был вопрос: уплатила ли я партийные взносы…
Он учил нас, меня и брата, быть настоящими людьми, любить свою страну, гордиться ею. Мы впитали все это: брат стал достойным офицером, я – учителем, воспитав не одно поколение замечательных ребят. Но была еще одна черта у полковника Литвинова: 48 лет он прожил с больной женой, любил и заботился о ней, и всегда на не очень тактичные вопросы женщин отвечал: она у меня одна. Порядочность и человечность остались в нем до конца жизни, и мы, его дети, благодарим судьбу,  давшую нам такого отца. Мы его не подвели, и уже его внук пошел по стопам деда: в Ленинграде окончил ЛВВПУ им. Ю.А. Андропова, служил в разных округах, стал полковником и кандидатом исторических наук, переняв у деда его главные черты: честь, совесть и порядочность советского офицера.
Жизнь наградила меня встречами с такими же замечательными людьми, как отец. И одной из них была встреча с легендарным человеком, маршалом Советского Союза, замминистра обороны СССР Павлом Федоровичем Батицким. Сугубо военный человек, умело руководивший военными действиями, награжденный многочисленными орденами и медалями, среди которых 5 орденов Ленина – о чем написано в книгах о нем, он всегда сохранял выдержку и хладнокровие и тяжело переживал гибель своих солдат и офицеров. Приведу одну выдержку из «Книги Воспоминаний о войне»: «В мирное время, пройдя ряд должностей, занимая высокие посты, Батицкий оставался прежде всего человеком, он никогда не забывал тех, с кем служил, а прощаясь с ними при переходе на другую должность, говорил: «Вы уж простите меня, если я кого-то сильно ругал» (из воспоминаний генерал-лейтенанта Б. Токарева).
Его человечность и благородство ощутила и я, простая учительница из Средней Азии, направленная туда после окончания пединститута. В Бухаре Павел Федорович был депутатом и не раз прилетал на встречи с избирателями или с отчетом. Мои родители жили в Москве, нужна была им помощь, которую я не смогла оказать, и тогда письмом я обратилась к маршалу как к депутату. Ответа не было, и я даже не удивилась: такой пост, столько важных дел, до меня ли… И вдруг в кабинетах у многих руководителей зазвонили телефоны: приехал депутат, маршал П.Ф. Батицкий, требует разыскать учительницу Литвинову Галину Владимировну для беседы с ним в обкоме партии.
Ровно в 13.00 около здания обкома просигналила «Чайка», и вскоре вошел высокий мужчина в ослепительно красивой военной форме. Это был маршал Батицкий. Увидев меня, он жестом пригласил следовать за ним, в кабинете сразу извинился за долгое молчание – лежал в госпитале. Наша беседа длилась минут 40, кое-какие вопросы были выяснены. Но в памяти осталось другое: высокая человечность, внимательность военного столь высокого ранга, тактичность, заботливость. В суматохе дел он не забыл обо мне, посчитал своим долгом встретиться со мной, все обсудить и объяснить. Я была потрясена. 
Но время шло. Выросли дети. Дочь поступила в институт, сын решил стать военным. С поступлением возникли трудности. И, находясь в Москве, я вновь обращаюсь к депутату. Мое письмо попадает к полковнику П.М. Дунаеву – офицеру по особым поручениям, и – просто счастье – он не отложил его в сторону, доложил маршалу, и дня через три в московской квартире моих родителей раздался звонок, и полковник Петр Михайлович Дунаев сообщил, что мой сын принят в Высшее военное училище. Это было сказкой. А через несколько дней от П.Ф. Батицкого сыну пришла телеграмма с поздравлением и надеждой, что он станет настоящим офицером. Сын не подвел маршала: стал полковником, кандидатом исторических наук, а телеграмму мы бережно храним, как и портрет Батицкого Павла Федоровича.
Рядом с ним я хочу поставить и полковника Петра Михайловича Дунаева. У него яркая биография: с июня 1942 года – на фронтах Великой Отечественной войны, воевал на Брянском, Прибалтийском, Украинском фронтах, участвовал в освобождении города Орла в сентябре 1943 г., имеет 22 государственные награды СССР. После войны помогал многим оставшимся в живых ветеранам с получением наград, затерявшихся в архивных бумагах, составил книгу о неизвестных героях войны. Меня поразила его обширная картотека и найденных, и пропавших без вести советских воинов, чему он посвятил всю свою мирную жизнь. Из архивных материалов я узнала, что благодаря его стараниям было возвращено звание Героя Советского Союза В.А. Сапрыкину, посмертно удостоен звания Героя России танкист Ф.П. Ганус, средней школе села Красное присвоено имя радиста, подпольщика С.И.Руднева, и много-много других славных дел. О деятельности Петра Михайловича написано немало статей, в одной из них я прочла диалог полковника с высоким чиновником, которому он доказывал, что комбат Сапрыкин не был предателем и ему необходимо вернуть звание Героя Советского Союза.
– Если вы и сейчас откажетесь рассмотреть дело Сапрыкина, мне останется только подложить мину под ваше кресло…
– Не забывайтесь, полковник! Вы не на фронте! И вообще, кто вас уполномочил на эту работу?
– Мертвые, – отрезал Дунаев. 
Склоняем головы. Так ответить мог только настоящий человек.
Святые люди! Святые имена! Я выполнила свой долг перед ними, в 75 лет написала небольшую книгу «Строки, опаленные войной», в которой дан анализ произведений, изучаемых в старших классах, на тему «Война и подвиг».
«Наше поколение – это лучшая эпоха в истории нашей страны, это было, есть и будет поколение совести», – сказал поэт А. Дементьев. Жаль, что я не могу увидеть кого-нибудь из их родственников. Но буду рада, если они прочтут мое благодарное слово в газете.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым, 
Поклонимся и мертвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!

[img=-13899]

с. Узуново,
Серебряно-Прудский р-н,
Московская обл.

Другие материалы номера