Пейнтбол Навального с Дудем

Заочница кафедры журналистики Юлия Попова в дипломе взялась выявить особенности современных способов проведения интервью через сравнительный анализ авторских программ В. Познера как представителя «старой школы» и Ю. Дудя как образца интернет-журналистики. Ну и приводила как свои, так и чужие суждения о том, что пределы свободы Познера ограничены политической цензурой, что интервью Познера стали стандартными, что «Познер стал зависимой фигурой, хотя и храбрится». На это я ей заметил, что ему с тремя гражданствами и богатой женой – легко храбриться. 
Ну а главной заслугой Дудя дипломница назвала то, что он расширил возрастные рамки аудитории, создав «смотрибельный контент для молодежной среды»: «Благодаря тому, что Юрий на доступном языке говорит на темы, интересные большей части молодых людей, интервью теряет официоз и трансформируется в разговор по душам». 
К двум последним интервью – с розовощекими пешками Нехты, а особенно – с четой Навальных это слабо относится. Скорее, Дудь продемонстрировал те качества, которые должны разочаровать и отвратить дерзкую молодежь – невнятность, уход от вскрытия главных пружин (даже не попытался обозначить, какие «пауки» стоят за всеми этими путилами с польскими подачками), беззубость и – никакого доступного языка, скорее просто примитивность. Но, может, это недорослям и нравится. 

МНОГИЕ мои студенты похожи на пенсионеров, только те некритично верят телевизору (Познеру), а эти – Ютубу (Дудю). Прочитал перед лекцией отрывки из интервью Дудя с четой Навальных, где разбитной малый работал в основном подставкой для микрофона, безвольным транслятором, никак не реагируя на явный бред. И зачитал с кафедры как образец невнятицы Навального:
– Одна из проблем для Путина заключается в том, что есть доказанный факт: в России некто достал «Новичок» и использовал, что само по себе нарушение Конвенции о запрещении химического оружия. Я выходил из номера, схватившись за бутылку с водой, будучи уже пораженным, значит, заражение произошло в гостинице. Потом прошло 3 или 4 часа – долгий период. Если бы я выпил это, съел или вдохнул, я бы отбросил кони (наверное, копыта. – А.Б.) за полчаса или час. Я мог просто снять рубашку с вешалки и дотронуться до вешалки. Это могло быть на одежде. Это могло быть где угодно…
Ну да, где угодно. Но оказалось (и это Дудя не смущает) – на одной из трех бутылок, которые сгребли в номере сторонники Навального и отправили их каким-то образом в Германию. Дудь-то летал когда-нибудь на самолете, куда не пускают с бутылками не из дьюти-фри? Дудь слышал, как действуют боевые отравляющие вещества? Почему сторонники-то без костюмов химзащиты не отравились ОВ?
И тут вдруг симпатичная девчушка с первой парты выкатила глаза: «Ну ведь Навальный объяснил, что был УЖЕ заражен, а до бутылки просто дотронулся…». Навальный, правда, говорил: «Схватился…», как будто пьяный падал. Но это будущую журналистку не смущает, она внимательно, оказывается, читает бездарное интервью – пропагандистский монолог – и безоговорочно верит, что это словно при игре в пейнтбол: в Навального попали шариком с краской, он, испачканный, схватился за бутылку, оставил след, точно рассчитанный на то, чтобы долететь до всех лабораторий, но абсолютно безвредный для клевретов и горе-исследователей. Какой-то детский лепет, но якобы ироничного Дудя и наивную студентку это, выходит, вполне устраивает?
«Почему отпустили в Германию?». Тут вступает Юлия и продолжает нести ахинею:
– Я думаю, это были усилия многих людей: мое давление, давление в прессе и в интернете, мое письмо с требованием, чтобы его отпустили, Путину. Я думаю, что в какой-то момент они поняли, что им проще его отпустить, чем устроить шоу, как он умирает в прямом эфире.
И телевизионщик Дудь не прыскает со смеху от этой женской глупости: почему «в прямом эфире»? Кто собирался устраивать это бесчеловечное шоу – Малахов или Познер? Кстати, последний, несмотря на свою старомодность, оказался более продвинутым и прокомментировал заявление Алексея Навального немецкому изданию Der Spiegel о том, что он был отравлен по личному указанию российского лидера Владимира Путина, а также о том, что омские врачи не собирались выпускать его на лечение в Германию и ждали, пока он умрет. По словам Познера, политический оппортунист Навальный «выжимает из создавшейся ситуации все что может». Журналист назвал заявления оппозиционера странными и подчеркнул, что, если бы у российских властей было намерение убить Навального, они бы это сделали и не позволили бы ему вылететь в Берлин при всех письмах Юли Владимиру Владимировичу: «Ведь если бы хотели его убить, то легко было бы сделать это в больнице, легко было бы не выпустить его в Германию, это же очевидно», – написал Познер на своем сайте Pozneronline. Но кто из молодых читает теперь Познера? Отстой.
Кстати, они и не понимают, какое там «умное голосование» навязывает Навальный, а потому вообще никак не воспринимают другой бредовый кусок: 
– Смотри, умное голосование. Некоторые из людей, за которых умное голосование призывало голосовать. Анатолий Лисицын – бывший губернатор Ярославской области, верноподданный «Единой России» до самого последнего момента. Еще появляется там информация про его бизнес-схемы внутри Ярославской области. Не знаю, насколько это правда, вот за него умное голосование предлагало голосовать, – сбивчиво говорит Навальному Дудь.
– Он шел против единоросса, хоккеист, по-моему, какой-то там шел?
– Андрей Коваленко, еще один прекрасный человек.
– И тем не менее Лисицын, который шел в этой ситуации против власти, я уж не знаю, что там случилось, но он решил пойти против «Единой России», и мы помогли, надеюсь, ему, – и он вынес хоккеиста! – говорит Навальный.
– Он проиграл. Хоккеист стал депутатом
– Ну вот видишь, я месяц пропустил, не знаю всего этого. Но мне все равно, какой Лисицын. Те люди, которых пускают на выборы сейчас, в большинстве своем не очень хороши. Потому что наших кандидатов чаще всего не пускают. Но задача – разрушать монополию «Единой России».
Действительно, надо сильно повредиться мозгом: Лисицын против власти? Перекрасившийся советский выдвиженец, трижды губернатор, сенатор? Ну обиделся старый карьерист, ну решил вернуться во власть от другой партии, это что – протест? Сомневаюсь, что Навальный до конца поправится…

НО самое печальное, что некоторые юные создания подобному бреду и жонглированию верят. Но даже игра в пейнтбол рано или поздно кончается! Жаль, что порой не так безобидно. Мой активный студент-второкурсник Виктор М. написал два года назад, как помчался к больнице по призыву: «Навальный умирает!». Он написал репортаж: «Два слова промелькнули на экране, вызвав чувство попранной справедливости, смешанной с откровенным ужасом. Я быстро пришел в себя, собрался с мыслями, налил себе чаю и стал рассуждать. 
11 вечера, предложение «Навальный умирает» сначала отпечаталось в одном Telegram-канале, но его репосты быстро разносились по всем московским протестным СМИ». Юные сторонники прибыли, но там уже ждали ПРЕДУПРЕЖДЕННЫЕ автозаки – Навальному нужны задержания и жертвы. Виктор вошел в роль, но многое смущало: «Мы пленники, незаконно задержанные узники совести. Но остальным задержанным, похоже, было комфортно находиться в этих стенах. Нам было позволено заряжать телефоны от местных розеток, а на столе было много колбасы, сыра и другой пищи, которую прислал нам фонд, собирающий припасы для политически репрессируемых. С течением времени разговоры задержанных проходили всё веселее, а критика власти всё жестче, все вспоминали вчерашний митинг. Через два часа ожидания мы нашли себе интересное времяпровождение – всей толпой из 15 человек стали писать жалобы о незаконном задержании»… Многие опытные «бойцы Навального» спокойно курили у входа в отделение и не думали бежать. Виктор начал подозревать, что попался на уловку. «На следующий день Навальный заявил, что ни о каком отравлении не могло быть и речи. В ближайшие два месяца политик Алексей Навальный остался жив. С тех пор я решил больше никогда не попадать в отделы полиции и больше никогда не верить либеральным СМИ». 
Но, увы, не получилось, думающий, способный парень попался: он уже не учится, да и вообще не на свободе. Поздновато прозрел в этих играх. А вот Даша Навальная спокойно учится в дорогущем Стэнфорде, куда иностранцам попасть почти нереально. Но в нынешнем прозрачном мире легко раскрывается тайна слов «поступила сама» и «получаю стипендию». В Стэнфорде существует программа Assistantship, когда студент становится ассистентом конкретного профессора. Данным профессором для Даши стал бывший посол США в России Майкл Макфол. Навальный и Макфол давние друзья, и оба они «пекутся о светлом будущем для России». Поразительно, что молодые да ироничные этих элементарных вещей, циничных связей и лицемерных игр не видят.

Другие материалы номера