Уволили без диалога

В Нижнем Новгороде уволили директора школы №24. Она отказывалась выдать имена школьников, участвовавших в митингах. В поддержку педагога выступили родители, учащиеся школы, общественность по всей стране.

 

Директора нижегородской школы №24 Елену Моисееву уволили 18 июня без объяснения причин. Основным поводом для увольнения стало то, что директор отказывалась выдавать имена оппозиционно настроенных школьников администрации Советского района и старалась проводить независимую от властей политику.

О своем отстранении она сообщила на своей страничке в Facebook: «Не могу не поделиться сегодняшним знаковым событием моей жизни. После 21 года работы в 24-й школе, после 15 лет работы директором «Школы Диалога» сегодня меня уволили без объяснения причин».

В департаменте образования Нижнего Новгорода журналистам местных изданий рассказали, что директора школы отстранили на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ.

Главное обвинение, предъявляемое чиновниками Моисеевой, заключалось в том, что директор осмеливалась последовательно отстаивать демократизацию, политический и религиозный нейтралитет школьного процесса. Именно в этом уверены родители учеников и ее родственники. Именно они и сообщили, что Елена Моисеева отказывалась выдавать администрации Советского района учеников, родителей и коллег, посещавших оппозиционные митинги.

– …с нее требовали имена тех, кто ходил на митинги, а она эти данные отказывалась предоставлять. Всю информацию просили сливать по участникам, о которых ей известно как директору. Ну и каждые выборы что-то от нее требовали, но не получали того, чего хотели, – рассказали близкие Моисеевой.

Семьи учеников школы №24 выступили с открытым письмом к губернатору против увольнения директора. Они считают Елену Моисееву прогрессивным педагогом, а решение об увольнении – большой несправедливостью.

– Елена Борисовна – новатор и исследователь. Ей интересна любая активность, которая ведет к развитию преподавателей и учеников. Она отдавалась своему делу, в разработке всегда было много интересных проектов. Коллектив откликался на ее проекты, ученики также, – рассказала Светлана Зайцева, мама ученицы 11-го класса. Сама Зайцева – доцент Мининского университета. На базе школы она при поддержке директора организовала экспериментальную площадку по сопровождению молодых учителей. Кроме того, школа активно сотрудничает со многими вузами России. В открытом письме родители и коллеги Елены Моисеевой отмечают демократические принципы, заложенные в основе воспитания учеников школы. «Елена Борисовна руководит школой с 2006 года. Она создала авторский проект, основанный на принципах демократизации, политического и религиозного нейтралитета, субъектности каждого ученика и учителя; школу, обладающую собственной позицией и готовностью отстаивать ее. В первые годы работы Елены Борисовны у школы появилось новое неофициальное название – «Школа Диалога», отражающее основную идею: доверительные отношения и взаимное уважение учителей, детей и родителей», – отмечается в письме.

В школе №24 отказываются от отсева при наборе учеников в старшие классы. Ученики при этом демонстрируют высокие показатели при сдаче ЕГЭ, участии в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Школа реализует ряд федеральных образовательных проектов.

Интересная деталь. После составления открытого письма в родительском Telegram-чате появился пользователь под именем ВВ, который стал отговаривать родителей и педагогов от поддержки директора. «Мы однозначно не можем повлиять на этот процесс и что-то обжаловать», – написал он первое сообщение в чате. Пользователи чата обратили внимание, что в его профиле указан ник VLADIMIRRADCHENKO84 и теоретически он может принадлежать главе городского департамента образования Владимиру Радченко. Он оказался 1984 года рождения. Переписка с ним также выложена в интернете. Сославшись на сотрудницу школы, пользователь с ником главы департамента отметил, что в учреждении была якобы напряженная обстановка. Когда один из родителей в чате заметил, кто это пишет, пользователь быстро поменял ник с мужского @VLADIMIRRADCHENKO84 на женский @VIKTORIARASHENKO.

Вот что рассказала сама Елена Моисеева о своем отношении к политике, религии и современной школе.

– Знаете, я даже сообщение в Facebook о своем увольнении оставила, когда прошел день. И только после того, как меня Радченко удалил из группы директоров в «Вайбере», тогда я поняла, что сплетня пошла по городу, и оставила запись. Не хотела давать никаких интервью. На следующий день отправилась на дачу, и тут ко мне приходит письмо одной родительницы. Тут-то меня и накрыло.

В нем мама писала про своего ребенка, которого я взяла в первый класс и который не умел говорить, а сейчас, в девятом классе, пишет научные работы по английскому. Меня сорвало. Понимаете, наказали не меня. Меня, можно сказать, освободили, а дети в чем виноваты? И я, честно, не думала, что так много людей поддержат. То, что сейчас происходит, меня, правда, поражает. Это доказывает что? Что люди учились в школе толерантной. Что их услышали. Что люди научились отстаивать свое мнение. Вот сейчас я понимаю, что все было не зря. Знаете, это потрясающий образовательный результат.

Я собираюсь судиться. Хочу, чтобы департамент образования раскрыл карты, мне интересно, чем «не угодила». Они сейчас копают, придумывают истории какие-то. Меня уволили по статье 278 Трудового кодекса, пункт 2. Она позволяет просто расторгнуть договор без каких-либо объяснений. С директорами школ так можно. Закон уже давно работает.

Понимаете, я ходячий звоночек. Всю свою жизнь. Мне отец еще говорил (отец Елены Моисеевой – педагог и вице-губернатор Нижегородской области в 1997–1998 годах Борис Духан): «Молчи и делай как считаешь нужным». А я не могу молчать. Иногда невозможно молчать. Я считаю, какие-то вещи – они принципиальные, о которых нужно говорить. Кому это нравится? Ну вот, например, я вам сейчас говорю, что дети строем ходить не должны. Я еще против бессмысленных, странных, как я считаю, акций. Воспитание – это длинный процесс. А у нас стараются как будто это заменить какими-то фрагментарными действиями. Или напротив, было такое, когда Медведев был президентом, меня попросили убрать минуту молчания на линейке 1 сентября в память о детях Беслана. Потому что должен был выступить президент в прямом эфире перед школьниками и родителями. Я не убрала. Ничего страшного, я живая и работала. И до сих пор в школе №24 каждый год проводится минута молчания на 1 сентября.

Нелегко быть директором школы в современной России. Знаете, мне кажется, это боль, стыд, когда ты, директор школы, должна говорить, сколько учителя получают. Понятно, когда говорят о средней зарплате по региону, туда входят премии, надбавки. Но когда молодой специалист видит, какая зарплата базовая, он туда даже не суется. И в первую очередь для меня самая страшная боль – это коллектив. Я имею в виду непонимание учителей, нежелание развиваться, косность. Учитель, конечно, должен быть в какой-то мере консерватором. Традиции очень нужны, но и инновации очень нужны.

Многое зависит от конкретной школы, от конкретного учителя. Общество опустило профессию ниже плинтуса. Ну непрестижно сейчас быть в нашей стране учителем. Я могу не доказывать это. Когда нередко лучшие из лучших думают: а стоит ли вообще идти в школу? И это не только финансовый фактор, но и ситуация общественного престижа. Поэтому приходят люди, которые привыкли просто отсиживаться. Потом учителя перегружены дико, и когда просишь, давайте прочитаем, скажем, книгу «Эмоциональный интеллект» Гоулмана… а на это уже сил нет.

Я называю свою школу «Школой Диалога». Считаю, учитель и ученик должны быть наравне. Нужно договариваться, и с ребенком в том числе. Важно не просто сказать «нельзя», а уметь объяснить, почему нельзя. А если это ваши амбиции, ваш гонор, тогда вы не правы. То же самое касается директора, учителя. Это смысл демократической школы. У нас, например, фактически нет селекции детей. Если есть место, я беру ребенка. И отбор детей на умных и красивых – мне кажется, вообще это гнусно. Есть теория Гарднера, которая показывает, что есть множество типов интеллекта, и от этого и должно все строиться, что люди разные. У нас, как я говорила, не ходят строем. У нас есть SMART-классы, где ребенок может выбрать набор профильных предметов и развиваться в том направлении, которое считает интересным.

Вокруг моего ухода строится множество предположений. В том числе политических. Но я всегда старалась обходить тему политики. Куда меня только не звали: и в «Штаб Навального» (организация признана судом экстремистской и запрещена в РФ), и в «Единую Россию», «Справедливую Россию». Но я не приняла ни одного предложения, потому что не люблю, когда мной манипулируют. Потому что это суть политики. Мне вполне достаточно было быть с собой и со своей школой. А знаете, звонить родителям, говорить «приходите на выборы» – у нас и так не очень высокий имидж перед родителями. У нас в декларации ценностей школы записано, что мы вне политики и вне религии. Именно поэтому меня не очень любит РПЦ. У нас нет уроков религиозного воспитания – вместо них светская этика. И с родителями по этому поводу нет недопонимания. Мы озвучиваем свою точку зрения, и нас слышат. Потому что религия – это яблоко раздора. Мы многонациональное государство. Никто этого не отменял и, я надеюсь, никто не отменит.

Что дети говорят по поводу митингов оппозиции… Мне сложно говорить, мы на эти темы не общались. Я только всегда говорила: не суйтесь. Вы умные люди, вы всё понимаете. И такие беседы, безусловно, велись. И, я считаю, это правильно. Другое дело, когда собираются делать родительские собрания накануне в ковид, посвященные митингам, мне кажется, это странно. Я об этом говорила. Для чего это? Чтобы настроить их против нас, учителей? Никому это не нужно. А сверху не понимают этого, дают отмашку – «срочно». На улице ковид, а мы должны родительское собрание провести! Я спрашиваю: а почему не по интернету? Мне отвечают, что кто-то может записать. И что из этого?

Была поражена историей с просьбой сообщать имена участников митингов администрации. Что мы должны им сказать, кто ходит на митинги? И я сказала: извините, а стучать на детей я не буду.

В нашей школе восемь лет назад педагоги отказались от участия в выборах. Никто не сидит на избирательных участках. Мы предоставляем помещение, принтер, и всё. Это было мое принципиальное решение. Потому что учителя должны учить детей, а выборами должны заниматься другие люди.

Накануне увольнения в школе прошла проверка. Проверка была плановой. Проверяли хозяйственную деятельность за два года. Проблема только в том, что, раз проверка «плановая», должен быть план. А план вывешивается на сайте администрации города. А его-то и не было. И когда я через две недели пришла за разъяснениями по поводу правомочности проверки, они сказали: «Мы ничего не знаем, давайте вы в КРУ напишите». Я отправила заявление в десять утра, а в два они пришли меня увольнять. Ну, то есть они даже итогов проверки не дождались. Я что сделала, что меня нужно экстренно отстранять? Ведь это бред.

Самое смешное, что эти последние дни – они и самые счастливые получаются, как бы странно это ни звучало. Потому что, когда видишь и чувствуешь столько поддержки, представляете, какая энергетика? И тогда ты понимаешь, что это не зря. Я все равно буду судиться, если меня не восстановят. Но сейчас самая большая моя боль – сохранение школы.

 

Елена Моисеева: «когда видишь и чувствуешь столько поддержки, представляете, какая энергетика? И тогда ты понимаешь, что это не зря».

 

***

Губернатору Нижегородской области Никитину Г.С.,
министру образования, науки и молодежной политики  Нижегородской области Петровой О.В.

Открытое письмо

Мы, сотрудники «Школы Диалога» (школы №24 г. Нижнего Новгорода), ученики и их родители, а также представители общественности и иных организаций, заявляем о солидарности с Еленой Борисовной Моисеевой и требуем ее восстановления в должности директора школы №24.

 

Мы убеждены – произошла нелепая ошибка, которая может стать роковой для нашей школы. Елена Борисовна была уволена 18 июня 2021 г., в тяжелый для школы период, в разгар приемной кампании в 1 и 10 классы, во время проведения Единого государственного экзамена. Администрация города использовала пресловутый п. 2 ст. 278 ТК РФ, позволяющий уволить директора образовательной организации без объяснения причин. Это ущемляет интересы учащихся, родителей, педагогического сообщества и противоречит здравому смыслу. Также мы считаем неприемлемым кулуарное решение вопросов о жизни школы, главными ценностями которой являются честность и открытость.

Елена Борисовна руководит школой с 2006 г. Она создала авторский проект, основанный на принципах демократизации, политического и религиозного нейтралитета, субъектности каждого ученика и учителя; школу, обладающую собственной позицией и готовностью отстаивать ее. В первые годы работы Елены Борисовны у школы появилось новое неофициальное название – «Школа Диалога», отражающее основную идею: доверительные отношения и взаимное уважение учителей, детей и родителей.

Е.Б. Моисеева – кандидат психологических наук и эксперт в области управления образованием. Ее заслуги признаны администрацией города и области, университетским сообществом, представителями общественных организаций Нижнего Новгорода и России. Елена Борисовна публично представляет результаты работы, повышая авторитет системы образования города и региона, и пользуется заслуженным авторитетом в российском педагогическом сообществе (последнее выступление Е.Б. Моисеевой на крупнейшей конференции Московского международного салона образования состоялось за день до увольнения).

Несмотря на отсутствие селективности и официальной «статусности» школы, наши ученики ежегодно добиваются серьезных успехов: высоких результатов ЕГЭ, призовых мест в олимпиадах и конкурсах (например, региональный и заключительный этапы Всероссийской олимпиады школьников), побед на научных конференциях (городские конференции НОУ «Эврика»).

Елена Борисовна стала инициатором изменений, которые сделали «Школу Диалога» ярким и самобытным звеном региональной системы образования, среди которых внедрение модели горизонтального проектного управления школой, индивидуальные образовательные программы в 10–11 классах (SMART-классы, совместно с НИУ «Высшая школа экономики» – кампус в Н. Новгороде), организация корпоративного обучения, которое обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогического коллектива.

Благодаря Елене Борисовне отличительной чертой школы и ее педагогов стала активная профессиональная позиция. «Школа Диалога» участвует в реализации ряда ключевых проектов, ориентированных на повышение качества образования региона: федеральных проектов в рамках нацпроекта «Образование», Концепции развития общего образования Нижнего Новгорода, Концепции развития личностного потенциала учащихся, внедрения персонализированной модели обучения; педагоги и администрация регулярно участвуют в образовательных событиях на уровне города, региона, Российской Федерации (Московский международный образовательный салон, всероссийские и региональные конференции, городской образовательный форум «Точка роста» и пр.).

Все это стало возможным благодаря энергии, идеям, таланту и профессионализму Елены Борисовны Моисеевой. Ее потребность в постоянном развитии, преданность школе, готовность защищать интересы учеников и учителей, открытость новым идеям – базовые составляющие нашей «Школы Диалога».

Мы не намерены мириться с несправедливым и необоснованным решением об увольнении и требуем публичного, прозрачного и открытого рассмотрения причин увольнения Е.Б. Моисеевой и ее восстановления в должности директора МБОУ «Школа №24».

 

***

Требуем отмены беспочвенного увольнения директора 24-й школы Нижнего Новгорода Моисеевой Е.Б.

Президенту России В.В. Путину
Министру просвещения Российской Федерации
С.С. Кравцову

 

Мы, ученики и родители учащихся МБОУ «Школа №24», обращаемся к Вам с просьбой обратить внимание на случай увольнения директора нашей школы Моисеевой Е.Б. по статье 278 ТК РФ, пункт 2 – «без объяснения причин».

Елена Борисовна замечательный директор, все ученики и учителя ее очень любят и уважают за тяжкий труд над реформированием нашей школы. В этом году нам отремонтировали класс информатики, столовую, рекреацию на 3-м этаже. Также в нашей школе есть место творческой деятельности: концерты, чтение стихов, конкурсы рисунков и многое другое. Учащиеся школы это очень ценят, так как это помогает ученикам социализироваться и находить друзей.

Все ученики возмущены несправедливостью и просят Вас разобраться в случившемся.

Николай Петров,
Ирина Рыжкова

 

Под обращением с просьбой восстановить Елену Моисееву в должности подписались более 2000 нижегородцев.

 

***

Преподаватели и ученики школы №24 в Нижнем Новгороде обратились к Путину накануне его прямой линии с народом. Два коротких видео набрали уже сотни тысяч просмотров и поддержки со всех концов страны.

Директора школы уволили за отказ выдать активистов. Они настоятельно просят защитить их директора Елену Моисееву. Школьники отметили, что мнение учеников и их родителей по поводу ситуации с увольнением игнорируется местными и региональными властями. А выпускные и церемонии вручения аттестатов проходят без участия Моисеевой, которая много лет трудилась на благо молодого поколения. «Мы хотим, чтобы школа продолжала развиваться и процветать под руководством Елены Борисовны! Помогите нам вернуть нашего директора!» – подытожили ученики.

 

 

Другие материалы номера