Кто в артисты, кто в ОМОН

Проблема заключается в том, что современное поколение молодых людей крайне настороженно относится к получению любой инженерной специальности главным образом по той причине, что не желает вникать и разбираться в сложных технических и цифровых процессах. С другой стороны все большую популярность набирают такие интернет-платформы, как «Тик-Ток», «Лайкер» и т.д., такие, которые не требуют больших усилий и обеспечивают максимально быстрое удовлетворение потребностей.

Заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова в апреле текущего года провела заседание проектного комитета по национальному проекту «Образование. Одним из важных стал пункт о развитии дополнительного инженерного образования детей, в котором указано, что на конец 2020 года было создано около 220 детских технопарков «Кванториум», из которых 85 – мобильные, предназначенные для детей, проживающих в сельской местности и малых городах. Госпожа Голикова отметила интенсивный рост количества таких объектов по сравнению с 2019 годом, когда в 62 регионах России было всего 89 технопарков, 3 из которых являлись мобильными. На реализацию проекта было выделено 18 млрд рублей из государственного бюджета.

Но действительно ли они бесплатны и доступны для семьи, имеющей средний или низкий доход? В столице и Московской области расположено 18 детских технопарков, которые позиционируют себя как «бесплатные». Верным это оказывается лишь отчасти: бесплатными являются лишь некоторые мастер-классы, проводимые в учреждениях несколько раз в год по отдельным направлениям (моделирование, проектирование и т.д.), а за основные курсы приходится платить. Одно занятие курса длительностью 45 минут обойдется родителям школьника четвертого класса минимум в 990 рублей, если в качестве примера использовать курс «Инжинириум» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Из общего списка технопарков особняком стоит «Альтаир», имеющий высококлассную техническую базу и нацеленность на привлечение молодого поколения, а также его бесплатное обучение.

Но как же поступает человек, искренне желающий привить любовь к технике и электронике своему чаду, но не имеющий возможности посещать «Альтаир» или другое заведение аналогичной направленности вместе с ним в силу разного рода причин? Как правило, он ведет ребенка в ближайшую школу, имеющую радиокружок.

В качестве примера хотелось бы привести «Радиокружок на Преображенке», располагающийся в здании школы №1080. Его руководитель В. Лагунов в беседе с нашим корреспондентом говорит: «Мы столкнулись с рядом трудностей, начиная с поиска помещения, закупки оборудования и заканчивая проблемами в обучении учащихся. В течение 5 лет кружок существовал и развивался, но сейчас директор школы не дает разрешение на работу с детьми».

Директор школы Зубова Т.В. предложила руководителю организовать кружок на платной основе, однако, получив отказ, ввела запрет на его работу, сославшись на «отсутствие профессиональных компетенций» у Лагунова. Этот печальный факт наталкивает на логичный вывод о том, что руководство школы более озабочено материальной выгодой, чем технической грамотностью и любознательностью юных учащихся.

Резюмируя, можно выделить несколько основных моментов:

Первый – имеется бесспорный факт того, что государство осознает необходимость развития такого рода проектов и даже выделяет на это суммы, в совокупности практически равные оборонному бюджету страны.

Второй – одним из наиболее распространенных таких проектов по инженерно-техническому образованию детей является технопарк «Кванториум». Тут можно провести аналогию с айсбергом: надводная часть представлена бесплатными и редкими мастер-классами, имеющими цель заинтересовать детей, а подводная часть состоит из остальных основных и дополнительных курсов, оплата которых не всегда доступна рядовой семье.

Третий – наличие у вас в школе идейного активиста и энтузиаста не является гарантией того, что он сможет организовать передачу своих знаний вашим детям даже при наличии желания и материальной составляющей всех заинтересованных в этом сторон. 

 

Другие материалы номера