Общие выплаты достигли 1,25 триллиона рублей, если учесть субсидии для НПЗ, которые заключили соглашение с Минэнерго и обязались модернизировать мощности для увеличения глубины переработки.
Механизм стабилизации цен был запущен правительством в ответ на бензиновый кризис 2018 года. Его суть в следующем: если экспортные цены на бензин выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае – нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.
Весь 2020 год механизм работал в пользу казны: нефтяники перечислили 356 млрд рублей, поскольку внутрироссийские цены на бензин не падали вместе с нефтяными котировками.
Но в этом году ситуация изменилась: с марта бюджет начал субсидировать нефтяную отрасль, в ближайшие два года этот процесс продолжится, следует из закона о бюджете на 2022–24 гг. В 2022 году нефтяники получат по демпферу 252,4 млрд рублей, а в 2023-м – еще 76,2 млрд.
Несмотря на масштабные выплаты, биржевые цены на топливо в России в 2021 году переписали исторические рекорды.
С января по октябрь Аи-92 подорожал на 22%, Аи-95 – на 21%. С ноября котировки начали снижаться и на конец года годовой рост составляет лишь 6–7%.
Коррекция, впрочем, не коснулась авиакеросина и дизельного топлива: они стоят дороже, чем в начале года, на 48% и 31% соответственно.
В рознице, согласно Росстату, бензин подорожал на 8,82% – чуть выше официальной потребительской инфляции, которая на 20 декабря составила 8,22%.