«Мы так ждали вас!»

Как не дрогнуть сердцу! Через девять месяцев после проводов в Москве я увидел моих ребят целыми и невредимыми на небольшом баркасе в Баренцевом море.

Как не дрогнуть сердцу! Через девять месяцев после проводов в Москве я увидел моих ребят целыми и невредимыми на небольшом баркасе в Баренцевом море. Смотрел я на них, продутых ветрами, и думал: едва ли они сознают, какое большое свершили дело. Посудите сами: исследователи прошли через всю Арктику, половину Полярного круга, полюс холода. Впервые в мире такое почти космическое расстояние – 10 тысяч километров за невообразимо короткий срок – восемь месяцев, и самое главное – в условиях полярной ночи, что также уникально в истории освоения Арктики.

Я в свое время провел в арктических льдах на Северном полюсе 274 дня. И знаю: каждая минута, прожитая за Полярным кругом, – это работа высочайшего напряжения. А труд советского человека направлен прежде всего на благо всего народа.

Нелегким был переход и для меня. Очень переживал за ребят – они трудно шли по Чукотке. Беспокоился, звонил, а руководитель неизменно отвечал: «Все идет нормально».

За экспедицией следили, ее радушно принимали жители Севера. Это прекрасная черта советского образа жизни – с любовью и заботой встретить того, кому трудно.

Есть у нашего народа еще од­на прекрасная черта – воодушевление. Помню 30-е годы – мы горы сворачивали, неся в сердце желание сделать как можно больше. Июньский Пленум ЦК КПСС правильно подметил: кое в чем мы поостыли. Эти молодые ребята воодушевили тружеников поселков, городов на то, что надо ставить перед собой большие цели, достигать их. Мало того – они многих ответственных работников на местах заставили на некоторые проблемы взглянуть по-иному.

Арктика, как магнитом, притягивает людей. Но она и предъ­являет жесткие, порой жестокие требования к человеку. Надо помнить об этом. И если юные мечтают об арктической романтике, пусть готовятся тщательно, серьезно. И еще я добавлю: мы увидели, что наша советская система воспитания самая действенная, раз у нас есть такие люди, как Сергей Соловьев и его друзья. Значит, в главном мы можем надеяться на молодое поколение. Большинство в маршрутной группе – молодые ученые, они полностью выполнили свою программу. Значит, превыше всего поставили свой гражданский, профессиональный долг. Много у нас в стране таких людей. Надо им поручать большие дела.

Арктика обладает удивительным преображающим свойством. Вижу: сильнее, мудрее стал каждый из отважной шестерки. Что сказать им? Помните, мои дорогие полярники, отныне вы всегда должны работать с таким же высоким качеством, как в Арктике. Ею поверять все свои слова, дела. Рассказывайте высокую правду о Севере, живите честно. Дел в Арктике – край непочатый. Радостно, что силы не убудут никогда. Счастлив, что мне выпала честь приветствовать вас первым. Многое изменилось в Арктике, но вы выбрали самый трудный путь и победили. Страна должна знать о вашем подвиге. Должна увидеть лица и улыбки победы. Мы так ждали вас, дорогие мои герои!

 

Дважды Герой Советского Союза

Иван Дмитриевич ПАПАНИН

Другие материалы номера