Музы Пырьева

Юный пастушок, не получивший особой грамотности, не мог и помыслить о кинематографе. В 14 лет он просто поехал на фронт защищать Родину. Был дважды ранен, награжден Георгиевскими крестами III и IV степени, а в 1918 году вступил в Красную армию и стал политруком.

Однако какая-то струна внутри Ивана все-таки звякнула – параллельно он приобщился к искусству, стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта и в 1921 поехал в Москву учиться. В 1923 окончил актерское отделение ГЭКТЕМАСа, учился там же, на режиссерском отделении, и с 1925 года начал свою деятельность в кино. Как автор и соавтор сценариев, помощник режиссера, а в 1929–1931 годах поставил 3 первые малоудачные картины. Так начинался путь будущей мегазвезды.

Не буду выстраивать очерк творческой биографии, но в этих заметках хотелось бы передать некоторые штрихи удивительной личности, заряженной необузданной энергией, способной заряжать и увлекать коллективы театров, испытывать постоянное кипение страстей. Поражает и сам его звездный путь, и возникавшие созвездия на его пути.

Первым его увлечением была актриса Ада Игнатьевна Войцик, родившаяся в начале 1905 года. Сниматься она начала еще в 1925-м и за 5 лет сыграла в 11 фильмах. Именно тогда судьба свела ее с начинающим и не очень еще удачливым режиссером Иваном Пырьевым. Брак свой они зарегистрировали, и в 1931 году у них родился сын Эрик (впоследствии тоже кинематографист, скончался в 1970 г.). В 1933 году Пырьев-режиссер снимает свою жену Аду в главной роли в фильме «Конвейер смерти». Вскоре ей присваивают звание заслуженной артистки РСФСР. В 1936 году предпринимается постановка фильма про шпиона, «врага народа», «Партийный билет». Фильм вышел неудачным. Иван в творческом кризисе уходит в поиски совсем новых сюжетов и в 1937-м выпускает на экран комедию «Богатая невеста», где в главной роли снята уже совсем другая актриса.

Эта другая – Марина Алексеевна Ладынина (1908 г.). Она тоже из крестьянской семьи, но со Смоленщины. С ранних лет она познала все тяготы сельской жизни и также, пристрастившись к сцене, приехала учиться в Москву. На вступительных экзаменах в ГИТИС ей поставили отличные оценки и сделали пометку: «особо одаренная». На втором курсе ее пригласили на стажировку во МХАТ, а по окончании ГИТИСа она была принята в труппу Академического театра. Не покидая сцены МХАТа, она пробовала себя и в кино – правда, в эпизодических ролях. В 1935 году вышел третий фильм с ее участием в роли деревенской девушки «Вражьи тропы». На съемках она познакомилась с малоизвестным тогда актером Иваном Любезновым, тогда же они поженились. Но брак был недолгим, ибо, снявшись в 1936 году еще в одном своем проходном фильме «Застава у Чертова брода», Марина знакомится с другим Иваном, Пырьевым. Тот приглашает ее на съемки «Богатой невесты», и между ними вспыхивает бурный роман с яркими страницами, кипящими страстями. Ладынина сподвигла Пырьева преодолеть кризис. Картина понравилась Сталину. И мегазвезда засияла.

Но на личном фронте сузились тупики. Под влиянием Пырьева Марина уходит из МХАТа, а также расстается с Любезновым. Но у Ивана Александровича семья – любимый Эрик и Ада. Однако Ладынина не хочет делить его ни с кем. Она дарит ему сына Андрея (впоследствии тоже кинорежиссер, скончался в 2011 г.), Пырьев мечется, страсти кипят, Марина становится его абсолютной Музой (снялась потом в 9 пырьевских картинах, большинство из которых имели огромный зрительский успех) – и он из семьи уходит. Ада развод переживала очень тяжело. Марине Ада сказала в сердцах: «Он вас тоже бросит! На чужом несчастье своего счастья не построишь». Но смирилась, продолжала сниматься в кино.

Ну, а Ладынину с Пырьевым ожидал новый взлет. Они приступили к созданию фильма «Трактористы», вышедшему в 1939 году и также имевшему успех. И далее, до 1954 года, Ладынина снялась еще в 10 фильмах, из которых только «Антоша Рыбкин» (1942 г.) и эпизод в «Тарасе Шевченко» (1951 г.) – в другой режиссуре, а все 9 пырьевских приносят ей абсолютное признание и любовь миллионов зрителей – она становится легендарной – пять Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1948, 1951 гг.), народной артисткой СССР (1950 г.). И о том, насколько была высока ее популярность, свидетельствует хотя бы тот факт, что одно время в начале улицы Горького висели два огромных портрета во всю стену дома: на одной стороне – Иосиф Виссарионович, а на другой – Марина Ладынина, с участием которой были какие фильмы! «Трактористы» (1939 г.) «Любимая девушка» (1940 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.), «Секретарь райкома» (1942 г., связистка Наташа), «В 6 часов вечера после войны» (1944 г.), «Сказание о земле Сибирской» (1947 г.), «Кубанские казаки» (1949 г.) и, наконец, «Испытание верности» (1954 г.), где Марина сыграла покинутую мужем женщину. По жестокой иронии судьбы ситуация повторилась и в жизни, напомнив пророчество Ады Войцик: «Он вас тоже бросит».

Почему это произошло? Наверное, годы брали свое, а в их творчестве начался новый этап: роли «колхозниц и свинарок» подошли к концу и приблизились возрастные заботы, которых муж ее практически не видел, да она и сама для зрителей желала оставаться всегда молодой. Отношения с Пырьевым стали натянутыми… А вот Иван Александрович в свои 53, как раз наоборот, изливал избыток сил и энергии, жил в ожидании какого-то своего нового взлета-подъема. Он ведь уже и главный редактор главного печатного органа кинематографистов – журнала «Искусство кино», и заместитель председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР. В 1954–1957 годах директор киностудии «Мосфильм», депутат Верховного Совета СССР, основатель Союза кинематографистов СССР и в 1957–1965 годах – председатель его оргкомитета.

А в плане художественном Пырьев от комедий переходит к сложной психологии, к Достоевскому. И в 1958 году выдает своего совершенно уникального «Идиота», подарив искусству уникальных молодых Юрия Яковлева и Юлию Борисову. Но, главное, стареть не желая, взгляд его всё более привлекали молодые женщины, и на съемки своего следующего по Достоевскому фильма «Белые ночи» он на главную роль Настеньки привлек совершенно юную, родившуюся в 1940 году Людмилу Васильевну Марченко. В 1957 году ее приняли на актерский факультет ВГИКа, дебютом на киноэкране стала эпизодическая роль комсомолки-метростроевки в конце фильма «Добровольцы» (1958 г.), и, очарованный ею такой, Пырьев на роль Настеньки безо всяких проб утвердил ее. «Белые ночи» вышли на экраны в то же время, что и «Отчий дом» (1959 г.), и у зрителей имели не меньший успех. Людмила Марченко в один миг стала всенародно известной, а для Ивана Александровича забрезжила второй его Музой.

Но Второй, к сожалению, не стала, хотя безумной страстной любви к прекрасной студентке с огромными глазами и осиной талией мэтр не скрывал. А когда Ладынина попыталась поговорить с ним, пошел на разрыв…

А что же Людмила? А она поначалу просто не воспринимала его чувства всерьез, принимала это за профессиональное любование, да к тому же и на 39 лет была моложе. Сегодня вряд ли кого могут удивить отношения 58-летнего режиссера и 19-летней актрисы, но тогда это вызвало всеобщий шок, и дело дошло даже до того, что Пырьева вызвали на ковер в «большой дом», но остановить мэтра было уже невозможно.

И, тем не менее, несмотря на всю серьезность намерений, Людмила ему отказала – и более того, на съемках «Белых ночей» у нее сложился роман с исполнителем роли мечтателя, молодым советским красавцем Олегом Стриженовым. Который после фильма «Овод», с 1956 года, находился в браке с исполнительницей роли Джеммы – Марианной Стриженовой. Роман у Людмилы развивался драматически и исчерпал себя.

А вот Иван Пырьев надежд не терял, с чувствами не боролся, решился даже на крайний шаг: отправился к маме Людмилы и попросил руки ее дочери, заявив, что сейчас же разорвет брак с Мариной Ладыниной. Но мать не прельстилась таким сватовством и указала на дверь. А Людмила в этот момент неожиданно для всех вышла замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко и продолжала сниматься в кино. В 1963 году она окончила ВГИК и стала актрисой Экспериментального театра-студии пантомимы «Эктемим».

Меж тем Пырьев слово свое сдержал и с Ладыниной развелся. Добивался руки Людмилы еще целых 4 года. Однажды, придя к ней домой и не застав ее, взломал дверь и в ярости разгромил квартиру. А когда, вернувшись, она попробовала робко заявить, что будет жаловаться, бросил: «На меня можно жаловаться только в ДОСААФ!» Ему хотелось, чтобы непокорной девчонке стало так же больно, как и ему, но чем больнее он делал ей, тем больше страдал сам. Нет, погубить карьеру молодой актрисы он, конечно, не хотел, а просто надеялся, что она покорится и придет к нему, но девушка присутствия духа не теряла и стояла на своем. И, во-первых, устроилась в Театр-студию киноактера (состояла в ней до 1984 г.), а во-вторых, как ни старался Пырьев свою возлюбленную от новых знакомств оградить, долго она одна не оставалась, познакомилась с начальником геологоразведочной партии Валентином Березиным и стала его гражданской женой.

Пырьев в те тяжелые для себя годы, в 1962 году, снял еще фильм «Наш общий друг», а в 1964 году приступил к съемкам «Свет далекой звезды», в главной роли в котором снялась родившаяся в 1938 году в Москве Лионелла Ивановна Скирда. И более, находясь в тяжелой депрессии, 4 года Пырьев не снимал ничего. Лионелла же в 1961 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А. Луначарского и была принята в труппу Драматического театра имени К. Станиславского.

В кино дебютировала в 1961 году небольшой ролью в музыкальном фильме «Вольный ветер», и после съемок под водительством Пырьева, в отличие от Марченко, хотя тоже была моложе Ивана Александровича на 37 лет, расположения его к себе все же добилась. И когда он, полностью разбитый человек, приступил к съемкам «Братьев Карамазовых», они за 3 месяца до его смерти поженились: Лионелла взяла его фамилию, став Пырьевой, а он главную роль Грушеньки доверил своей новой жене, хотя и не скрывал, что в брак с ней вступил, только чтобы забыть свою Люнечку. Но не удалось, до самых последних дней чеканка с ее курносым профилем так и провисела над его рабочим столом, а безответная любовь сильно сократила жизнь. 7 февраля 1968 года, вернувшись со съемок, Иван Александрович лег и во сне, на 67-м году жизни, умер. Медицинское освидетельствование установило 6 перенесенных за последние годы на ногах инфарктов, и третью серию картины завершали исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. А что до Лионеллы, то в 1969 году она снялась в «Опасных гастролях» и «Хозяине тайги», а затем на долгие годы исчезла с киноэкранов и сыграла еще всего несколько ролей. А вот в личной жизни ее свершились просто удивительные совпадения. И так и не заменив Пырьеву его Люнечку, она стала третьей его женой, как третьей же стала и для Олега Стриженова, оставившего в свое время Людмилу Марченко. В 1976 году, уже в зрелом возрасте, после Марианны.

…Вот такие страсти кипели вокруг великого И. Пырьева в его творчестве и окружении. Какая Жизнь, какое горение Сердца!

 

Другие материалы номера