В ходе дискуссии свое мнение о том, какая тактика – голосование «за», «против» или бойкот по отношению к апрельскому голосованию по изменениям в Основной закон страны, является наиболее эффективной, высказали приглашённые эксперты. Как отметили организаторы, цель дискуссии – не прийти к определенному мнению прямо сегодня, но обменяться мнениями, чтобы на основании этого определить наиболее эффективную тактику левопатриотических сил.
Координатор Левого фронта Сергей Удальцов сообщил, что его движение уже давно сформулировало свое отношение к «спецоперации «Реформа Конституции», выступив за капитальный, коренной ремонт документа, максимального реформирования которого необходимо добиваться в интересах народа, чтобы в конституцию были внесены такие поправки, которые превратили бы Россию в социальное, справедливое государство с властью, которая действует в интересах большинства населения. Но есть и второй принципиальный аспект – чтобы голосование по предложенным Левым фронтом поправкам не было «фикцией, фарсом и спектаклем», а было реальным волеизъявлением людей, которые могли бы сделать общественный выбор, а представители оппозиции – проконтролировать, насколько честно процесс голосования проходил.
– Вот наша позиция, сформулированная довольно четко, совпадающая с позицией «главного рупора», имеющего трибуну в парламенте и в СМИ – КПРФ, – отметил Сергей Удальцов. – Если голосование будет прозрачным, я первый призову всех идти. Это будет великое наше достижение. Но если эти поправки не будут внесены на голосование на «плебисците» (а мы это узнаем 10 марта), то 22 апреля мы лучше отпразднуем день рождения Ленина: придем к Мавзолею и принесем цветы.
Зал встретил заявление одобрительными аплодисментами.
Еще один оратор от Левого фронта Максим Шевченко отметил, что власть, конечно, заинтересована в том, чтобы левые системные партии не выступили против, но напомнил про политические торги в мировой истории и сравнил голосование с резиновым шариком ВЦИОМа, раздутым до масштабов всей страны:
– Я не понимаю юридического, правового статуса этого мероприятия, и никто нам объяснить до сих пор не может – ни Путин, ни Памфилова, ни Володин, ни Кириенко, – что это такое. Это ничто. Статус этого мероприятия не больше статуса опроса ВЦИОМ. Там не представлены наблюдатели, которые имеют законный политический статус. Сегодня нашу энергию и наш взгляд приковывают как будто в какой-то операции наперсточника, который, двигая стаканчики, говорит: «Следи внимательно, сейчас решается твоя судьба!». Твоя судьба не решается! Потому что наперсточник и окружающая его банда уже знают, под каким из колпачков будет шарик, а, скорее всего, не будет ни под каким. У наперсточника выиграть нельзя. Нашу политическую энергию приковывают к этому мероприятию. Но это разводка, обман. Даже если никто из нас не придет на это мероприятие, они все равно напишут, что мы все пришли. Даже если все проголосуют «Нет», они все равно напишут, что «Да».
Точка зрения Максима Шевченко – что в отсутствие возможности проконтролировать явку и итоговый протокол всё это напоминает усилия выиграть у тех, чью игру мы не можем проконтролировать, и, следовательно, голосование нужно бойкотировать: «Пусть это будет конституцией, за которую несет ответственность только Путин».
Координатор ПДС НПСР Владимир Филин напомнил аудитории о выборах 2018 года, когда «власть всех облапошила» 76,6% за Путина.
– Все прекрасно видели, что это ложь, что второй тур должен был идти вместе с Грудининым, что это была бы реальная борьба. То же самое они делают и сейчас, – уверен Владимир Филин. – Они уже почти подготовили пакет, который вам предлагается для того, чтобы через непонятную систему провести так называемое голосование.
По словам представителя НПСР, например, в Воронежской области голосование хотят проводить даже на местном рынке.
– Это что вообще? Ну давайте зайдем в общественный туалет, и там тоже проведем голосование! – эмоционально прокомментировал новость выступающий. – Кто будет контролировать, как проголосовали, кто проголосовал? Невозможно проконтролировать то, что невозможно проконтролировать!
Владимир Филин озвучил решение некоего объединенного оргкомитета – активно бойкотировать голосование, вести подсчет пришедших на каждый участок для голосования и затем обнародовать факты несостыковок, если пришло 80 человек, а в итоговом протоколе будет 800.
– Если мы не будем это делать, мы будем теми, кем власть нас считает, а власть нас считает быдлом, – заявил Филин.
Совершенно противоположную точку зрения озвучил депутат, как он отрекомендовался, представитель «депрессивного юго-востока Москвы», член РОО «Открытая Россия» Сергей Власов:
– Каждый раз нам предлагаются какие-то модели поведения: портите бюллетени, не ходите на выборы… Я испортил бюллетень на выборах мэра. Мэр у нас теперь сами знаете кто. Я чувствую, что меня обманули. Я участвовал в активном бойкоте на выборах президента. И что дал активный бойкот? Ничего. Как мы видим, Путин получил и по явке процент, и по его личной поддержке.
Как отметил Сергей Власов, само голосование, конечно, полностью нелегитимно и полностью декоративно, но есть вопрос некой внутренней морали:
– Каждый, кто призывает не ходить, должен понимать, что будет итоговый протокол, и в нем будет цифра, и я хотел бы, чтобы люди, которые не доверяют Путину, в этой цифре нашли себя.
Представляющий КПРФ Сергей Обухов честно признался аудитории, что он, как и вся партия, сейчас пребывает в больших размышлениях: как поступить, чтобы «не поскользнуться на арбузной корке», оправдать доверие избирателей и иметь стратегическую перспективу. В своем выступлении представитель Компартии прошелся по 24 поправкам, внесенным Путиным, и отметил, что «здесь есть всё»: для верующих – про Бога, для сторонников СССР внесено, что Российская Федерация – правопреемник СССР, для защитников памяти Великой Отечественной войны – о том, что «свято защищаем память ВОВ и наших героев», для традиционалистов – о том, что брак – это союз мужчины с женщиной… Одним словом, «всем сестрам по серьгам». И всё это в целом есть одна псевдопоправка, о чем непосредственно заявил сам же президент, так и назвав «Закон об одной поправке».
– И эта поправка включает, как я вам сказал, мужчину-женщину, Бога, Советский Союз и индексацию пенсий. То есть в итоге мы все с вами стоим перед дилеммой: «Вы за то, чтобы бесплатные завтраки были у детей и Путин был вечным президентом или против?». Это всё в одном флаконе!
Как и другие выступающие, Обухов уверен, что власти свое решение проведут при помощи технологических систем, бюджетников и так называемого надомного голосования 22 апреля. Кстати, и саму идею проведения голосования именно 22 апреля коммунист назвал кощунственной:
– Как там: «Не можешь вынести Ленина из Мавзолея – вынеси гражданам мозг». Вот они и будут 22 апреля выносить нам мозги и попробуют решить проблемы будущего – отработать все фальсификации. Но это не значит, что мы не должны бороться! В 1993 году партия на пленуме приняла решение – несмотря на то, что вроде бы в конституции что-то и было хорошо, всё равно голосовать против. Я думаю, что партия найдет формулировку и позицию того, как показать свое особое мнение и отразить интересы своего избирателя.
Левый фронт после 10 марта планирует провести в интернете широкий опрос мнения, посоветоваться с КПРФ и другими союзниками и принять решение о дальнейших действиях, КПРФ, в свою очередь будет основываться в том числе на данных аналитики. Несмотря на разность во взглядах на участие/неучастие в голосовании 22 апреля все выступающие сошлись во мнении, что это станет отправной точкой для дальнейших глобальных политических событий в России. Как отметил представитель «Открытой России», «этот режим оставит после себя кошмарный развал в стране, и в первую очередь развал социальной сферы – того, о чем постоянно говорят левые силы: развал медицины, образования, всего. И это то, что нам, либералам, вместе с вами, левыми силами, нужно будет решать в первую очередь после того, как режим Путина падет».