Метастазы Тобола

Прежде всего хочу представиться. Работал доцентом, заведующим кафедрой химии Курганского педагогического института; доцентом, профессором кафедры химии Курганской сельскохозяйственной академии; до выхода на пенсию работал в правительстве Курганской области начальником отдела конвенциальных проб­лем и реабилитации территорий, занимающимся реабилитацией пострадавших от радиоактивного загрязнения территорий Курганской области и подготовкой к уничтожению находящегося на территории области химического оружия. Сейчас являюсь председателем попечительского совета Фонда общественного контроля состояния окружающей среды Курганской области. 
Теперь по существу вопроса, который меня чрезвычайно волнует. И не только меня, как видите на фото.

Курганская область, обладающая значительными запасами урана, в последние годы превратилась в один из главных уранодобывающих регионов РФ. Одно из месторождений, Далматовское, разрабатывается уже многие годы, второе – Хохловское – проходит стадию опытно-промышленной разработки. Ураносодержащие породы находятся на значительной, до 500 м, глубине, поэтому добыча урана производится способом подземного скважинного выщелачивания, наиболее экологически безопасным при определенных условиях.
В последнее время урановый холдинг госкорпорации «Атомредметзолото», ведущий добычу урана на территории Курганской области, добивается, и не безуспешно, разрешения на разработку месторождения Добровольное, частично расположенного на затопляемой паводковыми водами реки Тобол территории. Лицензия Роснедр на опытно-промышленную разработку уже получена, остается немногое – получить разрешение Ростехнадзора. Уже производится набор персонала. В то же время не проведены ни государственная, ни общественная экологическая экспертиза. При этом совершенно игнорируется тот факт, что добычные скважины при возможной разработке месторождения в течение длительного времени могут находиться под мощным слоем паводковых вод, что не может не привести к поступлению в реку Тобол, являющуюся основным источником водоснабжения половины населения Курганской области, технологических растворов, содержащих в большом количестве соединения урана и другие сопутствующие радионуклиды.
Ситуация осложняется еще и тем, что в процессе поисково-разведочных работ на месторождении было пробурено более 500 скважин, частично оборудованных стальными обсадными трубами. Из-за высокого давления окружающих рудное тело подземных радиоактивных вод часть скважин, заглушенных с нарушением технологии, самоизливается до настоящего времени. По результатам исследований, проведенных Челябинским филиалом Уральского отделения «РосРАО», в прискважинном грунте содержание изотопов урана, полония, тория, радиоактивного свинца в несколько раз превышает допустимые нормы. При весеннем половодье все эти радиоактивные элементы смываются в Тобол. Стальные обсадные трубы, простоявшие в земле более тридцати лет, давно прокорродировали, и не исключено, что из-за сквозной коррозии труб радиоактивные воды попадают в приповерхностные водоносные горизонты, а из них – в артезианские скважины, колодцы, поверхностные водоемы. Экспериментально возможную связь подземных радиоактивных вод с поверхностными водоемами можно проверить с помощью геологических маркеров, но представители Уранового холдинга об этом умалчивают, так как при этом будет установлена очевидность взаимосвязи подземных радиоактивных вод с поверхностными водоемами и недопустимость разработки месторождения Добровольное. В случае промышленной разработки месторождения будут попадать в поверхностные водоемы уже не радиоактивные воды, а технологические растворы, содержание урана в которых в тысячи раз выше, что в конечном итоге не может не привести к крупномасштабному радиоактивному загрязнению реки Тобол и превращению ее во вторую, но более опасную Течу, протекающую по территории области, и возникновению настоящего радиационного геноцида населения Курганской области. Необходимо при этом отметить, что, по данным областного онкодиспансера, уже сегодня Курганская область стала лидером в Российской Федерации по росту онкологических заболеваний.
К сожалению, предыдущая администрация Курганской области, возглавляемая губернатором А. Кокориным, не только не прислушивалась к мнению общественности, но, наоборот, призывала АО «Далур», входящее в состав Уранового холдинга, ускорить разработку месторождения Добровольное. При этом АО «Далур», имеющее ежегодно многие сотни миллионов рублей чистой прибыли, решением губернатора было освобождено от налогов в областной бюджет. После нашего открытого письма президенту РФ и в Совет безопасности РФ А. Кокорин «ушел» в отставку с поста губернатора, но стал членом совета директоров «Атомредметзолота», чтобы с еще большей энергией «пробивать» разработку месторождения урана Добровольное. Остается лишь «поздравить» госкорпорацию с приобретением столь «ценного специалиста» в области разработки урановых месторождений.
Несмотря на то, что ситуация с месторождением урана Добровольное нашла свое отражение в Карте социально-экологических конфликтов России, новая администрация области во главе с врио губернатора В. Шумковым, природоохранная прокуратура области, Роспотребнадзор за прошедшее время пока никак не выразили своего отношения к рассматриваемой «урановой проблеме».
Вдохновленный таким молчанием руководства Курганской области, Урановый холдинг усиливает психологическую обработку населения Звериноголовского района, на территории которого находится месторождение урана Добровольное, устраивая так называемые «общественные слушания» не в областном центре, а в отдаленном селе Труд и Знание, где нет специалистов, способных квалифицированно оценить последствия возможной разработки уранового месторождения для всей Курганской области, но где проще «Далуру» подготовить группу своих громкоголосых сторонников. Ни на одних так называемых «общественных слушаниях» ни разу не было сформулировано решение об одобрении разработки месторождения урана Добровольное. Организаторами этих «слушаний» каждый раз заявлялось, что в решении будут учтены все прозвучавшие предложения, но никто никогда этих решений не видел. Подобные действия иначе как откровенным мошенничеством не назовешь, поэтому итоги всех предыдущих «слушаний» должны быть аннулированы. Так называемые «урановые бизнесмены», обладающие огромными финансовыми ресурсами и считающие, что деньги решают всё, и потому чувствующие себя на Курганской земле хозяевами, пытаются диктовать здесь свою волю. Но терпение жителей Зауралья, уже четырежды пострадавших от крупномасштабных радиоактивных загрязнений области, не беспредельно.
Удивляет и позиция наших областных СМИ, односторонне, с позиций АО «Далур», дающих только положительную для Уранового холдинга информацию о проходящих время от времени «общественных слушаниях», на которых присутствуют и имеют возможность выступить по большей части представители Уранового холдинга. Оппонентам Уранового холдинга (представителям Фонда общественного контроля состояния окружающей среды Курганской области, членам общественного движения «Курган-Антиуран») дорога в областные СМИ полностью закрыта – остается лишь отдушина в интернете.
Считаю, что до экспериментальной проверки возможной взаимосвязи подземных высоконапорных радиоактивных вод, окружающих рудное тело, с приповерхностными водными горизонтами и поверхностными водоемами все работы по подготовке к освоению месторождения урана Добровольное должны быть запрещены.
Надеюсь, что «урановый вопрос» станет камнем преткновения для многих кандидатов в губернаторы Курганской области на предстоящих в сентябре 2019 года выборах, а вся ситуация с месторождением урана Добровольное станет предметом внимательного рассмотрения и Следственным комитетом РФ и Генеральной прокуратурой.

Другие материалы номера