Подтолкнул их к этому, как говорят сами убеленные сединой ветераны, возмутительный факт зашторивания Мавзолея Ленина во время парада Победы 9 Мая. В своем обращении они особо отметили, что делают это не из денежно-материальной нужды, хотя и это имеет место в их жизни:
– Мы относимся к тому поколению, которое по праву является не только носителем исторической памяти, но и строителем той великой страны, – отмечают ветераны. – История страны не знает другого периода проявления такого массового героизма. Весьма прискорбно, когда руководители, не нюхавшие пороха, пытаются исковеркать историческую память.
Авторы с горечью отмечают, что на фоне происходящего в стране они становятся неудобными, когда начинают делиться своими впечатлениями о прожитом, о высоких чувствах, которые были и остаются для них главными скрепами. Так распорядилась судьба, считают ветераны, что поколениям предвоенных, военных и послевоенных лет суждено судить, где правда, а где кривда. За плечами тружеников тыла прожитые героические трудовые пятилетки, наполненные энтузиазмом и гордостью за свою страну. Тем больнее, оскорбительно, по словам обратившихся, видеть во время парада Победы 9 Мая зашторенный Мавзолей Ленина.
Нам как будто вырывают душу… Охватывает чувство омертвления, как будто ты присутствуешь на собственных похоронах. Победа в Великой Отечественной войне и преодоление трудностей в военные, да и в последующие годы обеспечивались не только крепостью брони, но и силою символов и идей великой страны. Сегодняшние чиновники замахнулись на то, на что не посмел замахнуться главный разрушитель страны – Ельцин. Мавзолей Ленина – это как полюс Земли, полюс страны, убери его – разорвутся обручи, держащие страну, оборвется тысячелетняя история, которой мы любим гордиться, возмущаются авторы письма.
Поднимают «Дети войны» в своем обращении и вопрос памятников в целом, отмечая, что вправе ожидать, что власти, воздавая должное ветеранам войны, завоевавшим Победу, и героям трудовых пятилеток, наряду с памятниками воинам установят обелиски и памятные знаки в честь «детей войны» – тружеников тыла, отмечая, что в последнее время нередко можно слышать от самих участников той войны: «Нельзя сказать, кому было труднее – на фронте или в тылу. Фронт без героического тыла был бы немыслим».
Это стало бы торжеством правды. Это в действительности означало бы: ничто не забыто, никто не забыт!