У войны не женское лицо

Газеты «Правда» и «Советская Россия» неоднократно публиковали статьи журналиста-патриота Георгия Николаевича Фролова, который сделал бессмертным имя героини, о которой пойдет речь в моем рассказе. 

Теплым осенним днем у школы №1570 собрались ветераны, родители, учителя и юные участники нашего сегодняшнего путешествия. А путь предстоит не близкий – к месту подвига Героя России, красноармейца Веры Волошиной – однополчанки и боевой подруги Зои Космодемьянской. История подвига этой девушки изучается школой не случайно. Здесь создается музей имени Героя Советского Союза, отважной летчицы Марины Михайловны Расковой. В школе объявили конкурс «У войны не женское лицо». В нем приняли участие ребята разного возраста, из разных классов: первоклашки рисуют воздушные бои знаменитых «ночных ведьм» – как называли наших летчиц враги. Ребята постарше сделали к выставке авиамодели самолетов У-2 и По-2, знаменитых «летающих танков» – Ил-2. Учителя русского языка и литературы подготовили замечательных чтецов, которые выступили со стихотворениями из сборника стихов самих однополчанок женских авиаполков. Да, у войны не женское лицо! Это правда! Но Родине нужна была Победа, и защищать ее пошли не только мужчины, но и тысячи женщин. Таких же, как Вера Волошина, о которой мой дальнейший рассказ. 
Мы сели в автобус и тронулись в путь. Я рассказывал ребятам о первых днях Великой Отечественной войны. О тревожном времени, когда враг подошел к самой Москве. Фашисты рассчитывали 7 ноября 1941 года пройти парадным маршем по брусчатке Красной площади. До того фашистское командование было в этом уверено, что к Москве была привезена парадная форма для участников такого парада и гранитные плиты, из которых планировали соорудить памятник Адольфу Гитлеру. Но планам врага не суждено было сбыться, и 7 ноября, в День Октябрьской революции, по Красной площади прошел другой парад – Парад защитников Москвы. Военный парад под Знаменем Великого Октября, с которого бойцы Рабоче-крестьянской Красной армии шли прямо на передовую, вступая в смертельную схватку с лютым врагом! 
Ситуация переломилась, Красная армия перешла от обороны к наступлению. Враг был отброшен от Москвы. Но рано было праздновать победу. Немцы укрепились в подмосковных деревнях, выгнав местное население из их домов на улицу. Захватчики планировали перезимовать в Подмосковье, зализать свои раны и, дождавшись подкрепления, вновь предпринять наступление на столицу. У советского командования был только один шанс – выкурить оккупантов из теплых изб и заставить замерзнуть в полях и лесах Подмосковья. Для этого была создана разведывательно-диверсионная воинская часть №9903 НКВД СССР, задачей которой было ведение диверсионных действий в тылу врага. 
Именно в этой части воевали боевые подруги Зоя Космодемьянская и Вера Волошина. Из рассказа экскурсовода музея военно-патриотического клуба «Память» Ларисы Александровны Шашкиной-Измайловой ребята узнали, что из двух тысяч бойцов воинской части №9903 не дожили до Победы 950 человек, почти каждый второй. Замучены в гестапо 12 человек, повешены, расстреляны, сожжены заживо 18 человек, погибли при десантировании или переходе линии фронта 12 человек, при минировании шоссе или железной дороги – 7 человек. Сотни разведчиков погибли в ходе боевых столкновений с противником. 
После непродолжительного отдыха на базе (к этому времени ее перевели в Кунцево) Веру включили в отряд Бориса Крайнова, который готовился к выполнению операций в районе Наро-Фоминска, Вереи, Можайска. В отряде она познакомилась с московской школьницей Зоей Космодемьянской, для которой стала и подругой, и наставницей. Ведь Зоя, которая была на три года моложе, шла на свое первое задание, а Вера уже считалась опытным бойцом. 
Для обеих девушек этот поход стал последним. 21 ноября разведчики прибыли в Кубинку, ночью перешли линию фронта. Двое суток пробирались на запад по территории, занятой врагом. Во время смены боевого охранения отряд случайно разделился: немцы открыли стрельбу, и семеро бойцов, в том числе Вера, бывшая в составе боевого охранения, оказались отрезанными от товарищей. Ни у кого из семерки не было карты, но у Веры был компас и у всех оружие и боеприпасы. Они приняли решение действовать самостоятельно. Разведчикам из той части отряда, в которой была Вера, удалось спланировать и провести небольшую операцию. Когда стало темно, они заложили мины на дороге с двух сторон от небольшой деревни, где обосновались немцы. А поздно ночью забросали гранатами несколько крайних домов. Началась беспорядочная стрельба. Отходя к лесу, разведчики подожгли стога сена. Паника среди врагов усилилась еще больше, когда на дороге раздались взрывы: на минах подорвались автомашины. На следующий день к группе присоединились выходившие из окружения красноармейцы. Среди них были раненые, многие истощены. Вера предложила вывести наших бойцов за линию фронта. Шли цепочкой, Вера впереди. При переходе дороги между деревнями Якшино и Головково они были замечены боевым охранением противника и обстреляны. Возвращаясь к лесу, товарищи видели, как Вера упала в снег, скошенная автоматной очередью. Когда стрельба стихла, разведчики вернулись, но Веру не нашли. Обнаружили только тело шедшего за ней танкиста (из окруженцев): он был убит. 
Веры не было, на снегу темнели пятна ее крови… Группа продолжила движение к линии фронта и пересекла ее следующей ночью у деревни Малые Семёнычи. 
Раненую девушку увезли враги. Допрашивали Веру в Головково. Со слов местных жителей известно, что в деревне, в помещении школы, был немецкий штаб. Жестокие пытки и издевательства не сломили разведчицу, на всех допросах она молчала. Фашисты применяли к ней те же пытки, что и к Зое, и повесили их в один день – 29 ноября 1941 года. 
В тот год зима наступила рано, к этому времени уже лежал снег. День был холодным. В Петрищево немцы согнали на казнь все местное население, а за тем, как погибла Вера Волошина, украдкой наблюдала только одна жительница деревни Головково – бабушка Олещенко. Она запомнила, что девушка была очень слаба, но, собрав последние силы, сначала говорила что-то по-немецки. А потом, обращаясь к нашим пленным солдатам, которых немцы привели на казнь, смогла выкрикнуть слова о нашей скорой победе, о возмездии, которое настигнет врагов, и запела «Интернационал». Последними ее словами были: «Прощайте, товарищи!» 
О подвиге Веры Волошиной в СССР узнали лишь в феврале 1957 года. Об этом в газете «Комсомольская правда» написал кемеровский корреспондент Валентин Калачинский в заметке: «Она сражалась рядом с Зоей». Корреспонденту в руки попали материалы многолетнего поиска сведений о партизанской войсковой части №9903 особого назначения. Благодаря ветеранам, поисковым группам, автору книги Георгию Фролову память о защитнице нашей Родины Вере Волошиной живет и поныне. Ее именем названы одна из планет нашей галактики, корабль, школы, парки, улицы, поезда, музеи. Образ Веры воплощен в картинах художников и скульпторов. Про Веру сняты фильмы, написаны песни и стихи. 
Участниками Вахты памяти были возложены цветы к подножию памятника Вере Волошиной, проведена минута молчания. Далее все участники направились к месту гибели отважной защитницы Москвы. Именно здесь, у согнутой ивы, оборвалась жизнь верной дочери своего народа. Но именно здесь Вера шагнула в бессмертие! Пока мы помним, имя Веры будет жить вечно! 
В статье использованы материалы Музея военно-патриотического клуба «Память». 

Другие материалы номера