Медицине всерьез нездоровится

Так было в Нижнем Тагиле с хирургами, в Челябинске с врачами скорой помощи, а сейчас с онкологами в центре им. Блохина. На самом деле это только самые резонансные уходы врачей, волна уходов из медучреждений со стороны медперсонала идет по всей России. В чем же причина этого крайне опасного для нашей страны демарша?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратить взор в прошлое, когда в начале 2010-х началась масштабная «оптимизация» здравоохранения, истинной целью которой являлось сокращение расходов на медицину. С тех пор количество больниц в России уменьшилось на 2 тысячи, а за последние 20 лет – на 5 тысяч! Количество сельских больниц в 2005 году составляло 8400, сейчас – меньше 2 тысяч!
Естественно, вслед за закрытием больниц пришлось уволить врачей, причем далеко не всех удалось устроить в другие учреждения. Если в 2010 году их было 716 тысяч человек, то сейчас это число составляет чуть более 600 тысяч.
Такое повальное закрытие больниц и увольнение врачей и младшего медперсонала в официальных документах было названо «оптимизацией». Проблема в том, что люди меньше болеть не стали от этих реформ, поток больных, которые на себя раньше брали закрытые больницы, пришлось распределять между оставшимися учреждениями. Увеличилась за счет этого и нагрузка на врачей, теперь им приходится принимать почти вдвое больше больных. Был даже радостный звоночек для врачей – впервые после тучных нулевых годов им была реально увеличена зарплата. Но загвоздка в том, что вместе с увеличенной зарплатой увеличилось и количество часов работы, в среднем на каждого врача теперь приходится 1,5–2 ставки. То есть фактически врачи получают ту же зарплату, что и прежде, просто уже с сильной переработкой, причем против их воли.
Вот тут и кроется вся загвоздка с увольнительными от врачей. Раньше многие пациенты недоумевали из-за жалоб медиков на ужасные условия труда и низкую зарплату – «вы же сами выбрали эту профессию, не нравится – уходите». К большому сожалению, бедные пациенты, которые реально в тяжелом состоянии ждут своей очереди на прием к врачу в приемном покое больницы, вынужденно выплескивают все свое негодование врачу, который один принимает по 50–70 больных в сутки (помним, что больниц теперь меньше, а пациентов столько же). Врач не только не успевает всех вовремя принять (каждый пациент хочет, чтобы его осматривали долго и скрупулезно, а остальных побыстрее), но и в силу усталости и физического/морального перенапряжения начинает допускать ошибки в диагностике и лечении. Реально врачи стали гораздо чаще допускать ошибки, чем это было еще каких-то 10 лет назад, уровень оказания медпомощи реально упал.
Меньше стало не только больниц и врачей, но и времени для лечения одного больного. Обычная ситуация – хирург делает хорошую операцию пациенту, лечит его 2–3 дня и выписывает. Если раньше можно было вести послеоперационный период до самого конца, сняв швы и убедившись, что все с человеком в порядке, то сейчас больного выписывают, едва тот встанет с кровати. Причина такого идиотского поведения проста – врачей загоняет в рамки Министерство здравоохранения. Нужно увеличить «оборот» койки и как можно быстрее выписывать больных, ведь иначе остальных негде будет лечить, больниц-то меньше стало.
Устав от тяжелых условий труда, многие врачи наконец стали делать то, что им давно предлагали, – увольняться. Оказалось, и это нельзя, теперь это называют саботажем, потому как безответственно оставлять на произвол судьбы пациентов. В нашей стране люди не могут уйти с работы по собственному желанию. Хирургов из Нижнего Тагила вызвали в Следственный комитет за такой шаг, как будто они преступление совершили.
Самое печальное, что врачам действительно нельзя уходить вот так, коллективно, с работы или устраивать забастовки, как это делают представители других профессий, когда им что-то не нравится. Ведь они не уголь добывают, не новости публикуют в газетах, врачи именно те, от кого зависит самое ценное – жизни людей, поэтому действительно нельзя подставлять ни в чем не повинных пациентов. Но тут палка о двух концах: выходит, страдать будут либо пациенты, либо врачи. А есть ли третий вариант?
Есть. Необходимо начать масштабное строительство больниц по всей России, особенно в регионах, это приведет к новым рабочим местам для врачей, снизится нагрузка на остальных, и, как следствие, лучше и быстрее будет оказана помощь больным. Ни в коем случае не хочется оскорблять чувства верующих, но вместо строительства новых церквей и мечетей по всей стране лучше бы медучреждения строили. Ведь молиться можно и дома, в конце концов, а лечение в домашних условиях частенько приводит к тяжелым последствиям.

***

Жительница Златоуста (Челябинская обл.) пожаловалась на условия пребывания в детской больнице №2. Как сообщила Наталья Кочеткова, которая с двумя детьми лежала в инфекционном отделении, в клинике практически не кормят по выходным и царит антисанитария.
По словам женщины, тем, кому не принесли передачу с продуктами, совершенно нечего есть в столовой в субботу и воскресенье, а медперсонал говорит, что за работу пищеблока не отвечает. Кроме этого, после девяти вечера из-за отсутствия нормальных условий в больнице невозможно нормально искупать больного ребенка.
«С пятницы на субботу дали четыре ложечки пюре, еще дают перловку на воде и суп, в котором только морковка и лук. В субботу нам не приготовили ничего, а детям на полдник выдали чай с двумя кусочками батона. К поварихам не подойдешь, они только «рычат». Медицинский персонал на жалобы говорит, что не отвечает за приготовление пищи.
После девяти вечера ребенка можно помыть только в душе, но к этому времени там перекрывают холодную воду – из крана течет кипяток. Нам оставляют ковшик, с которым надо идти в туалет, набирать холодную, смешивать потом с горячей. Представьте, каково было лежать неделю с детьми четырех лет и десяти месяцев, – добавила женщина. – Сама ванна ржавая, уборщица приходит туда лишь после 12.00, когда все «зарастает» грязью. Швабры или тряпок протереть за собой пациентам не оставляют. В туалете на унитазе нет стульчака».
В Петропавловске-Камчатском пациенты поликлиники №1 занимают очередь с трех часов ночи. Люди ночуют в машинах и под дверью, чтобы взять талон к врачу.
По словам главврача, всё из-за того, что в поликлинике работает один невролог, который просто не может принять всех пациентов. Часть нагрузки взяли на себя другие врачи, но людям все равно приходится стоять в очередях даже ночью.

По материалам «Альянса врачей» 
и zen.yandex.ru/doctors_diary

Другие материалы номера