Его распространение в России приобретает угрожающий размах. Оперативный штаб, отслеживающий ситуацию, сообщил, что в стране к 31 марта число зараженных увеличилось на 500 человек, заболевших стало 2365 человек, 129 – вылечились, 17 — умерли.
Некоторые депутаты пришли на заседание в медицинских масках и распределились по всему залу, чтобы избежать скученности. Свободных мест было немало, треть думцев отсутствовала: остались на карантине.
Спикер Вячеслав Володин («Единая Россия») сразу дал установку: настроиться на работу без «…разговоров которые ничем не заканчиваются, надо их прекращать… надо организоваться, чтобы помочь нашим гражданам выстоять», «внести свой вклад, но реальный…».
Это означало, что выступления депутатов от фракций отменяются, и принятие главных правительственных законопроектов будет проходить быстро, без обсуждения при молчаливом одобрении, причём, не только в первом чтении, но и в целом. Да, и как иначе?
«Президент инициативы озвучил, решения принял, меры предложил, мы их должны погрузить в законы, через законы людям будет оказана конкретная адресная помощь, поддержку получат предприятиям малого, среднего предпринимательства… Правительство должно получить… дополнительные полномочия. Поэтому — включённость в работу полная…», — внушал Володин законотворцам «правильность» поведения на особом заседании.
И всё же справросс Олег Шеин и коммунист Николай Коломейцев попытались внести уточнения: «Было бы правильно, чтобы вице-премьер Голикова рассказала об антиэпидемиологических мерах, принимаемых правительством…», «Да, и премьера хотелось бы услышать…». Но, Володин пресёк вольнодумство: «всё сказано в обращениях президента…».
Первым палате был представлен законопроект "Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого
или второго ребенка". По словам зам. министра труда и социальной защиты РФ Андрея Пудова, «в целях сохранения здоровья граждан и недопущения распространения коронавирусной инфекции, родителям, получающим выплату за первого или второго ребенка, не нужно будет до 1 октября 2020 года подавать заявление о назначении выплат или продлении их на новый срок…», т.е., на полгода мамам (или папам) разрешается обойтись без обивания порогов чиновничьих контор. Почему только на полгода? Пудов не объяснил.
Ещё закон устанавливает «особенности определения размеров пособий по временной нетрудоспособности на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года». Особенность в том, что пособие в расчете за полный календарный месяц не должно быть ниже МРОТ, который в среднем по стране составляет 12 130 руб. В регионах величина МРОТ может отличаться от средней. В законе сказано, что при выплатах по нетрудоспособности будет учитываться районный коэффициент.
Документ принят в трех чтениях, за – 317. На сколько весом он для преодоления эпидемии, пусть оценят граждане, когда сядут на карантин и на всё про всё у них будет скудный МРОТ.
Быстро, без лишних слов, во всех трёх чтениях палата одобрила (за — 318) закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Документ «предусматривает экстренное реагирование на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции». Реагировать придётся правительству, поэтому его наделили правом в чрезвычайных условиях устанавливать ограничения на оптовую и розничную торговлю отдельными медицинскими изделиями. Ограничение может вводиться на 90 дней. Правительство будет устанавливать особый порядок обращения лекарственных препаратов, вводить режимы повышенной готовности на всей территории РФ либо на ее части и требовать исполнения правил поведения при режиме повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Административная ответственность грозит аптекам, завышающим цены на лекарства. Должностные лица заплатят штраф от 250 до 500 тыс. рублей, ИП и юрлица – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов.
Чтобы сберечь предприятия малого и среднего бизнеса, правительство будет вводить мораторий на банкротство. Это коснётся, прежде всего, туристических фирм.
Самыми резонансными стали законы "О внесении изменений в статью 236 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ" (об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил) и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях" (об административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере охраны здоровья граждан
в РФ и усиления ответственности
за осуществление незаконной частной охранной деятельности). Эти законы, как и предыдущие, приняты в трёх чтениях без обсуждения. Заложенные в них меры уголовной и административной ответственности вызвали бурную дискуссию среди журналистов в кулуарах Госдумы.
«Не слишком ли суровые наказания вводите?» — допытывались репортёры у депутатов. «Нет, надо усиливать ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и режима карантина. Когда кругом вирусы, то такие нарушения опасны для населения страны», уверенно отвечал один из инициаторов законов единоросс Павел Крашенинников.
Кодекс об административных нарушениях пополнился новыми статьями о штрафах для нарушителей карантина и самоизоляции:
для граждан — от 15 тыс. до 40 тыс. рублей;
для должностных лиц — от 50 тыс. до 150 тыс. рублей;
для индивидуальных предпринимателей (ИП) — от 50 тыс. до 150 тыс. рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток; для юрлиц — от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или приостановка деятельности организации на 90 суток.
Если нарушения повлекут причинение вреда здоровью человека или смерть, но не содержат уголовно наказуемого деяния, то виновным грозят штрафы и санкции:
для граждан — от 150 тыс. до 300 тыс. рублей;
для должностных лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от года до трех лет;
для ИП и юрлиц — от 500 тыс. до 1 млн. рублей или приостановка деятельности на 90 суток.
В КоАП внесена статья «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения». За её нарушение предусмотрены наказания в виде штрафов:
для граждан — от 1 тыс. до 30 тыс. рублей;
для должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. рублей;
для ИП — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Если нарушители карантина причинил вред здоровью человека или имуществу, виновные будут оштрафованы:
граждане — 15-50 тыс. рублей;
должностные лица – 300 — 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок от года до трех лет;
ИП и юрлица — от 500 тыс. до 1 млн. рублей или приостановка деятельности на 90 суток.
Тем, кто пренебрёг карантинные требования и заражал людей COVID-19, что повлекло смерть одного и более человек, грозит уголовная ответственность от 1 года до 5 и даже до 7 лет лишения свободы.
Госдума высказалась за введение жёстких наказаний для распространителей лживой информации об эпидемии, что в обществе может вызвать панику и спровоцировать заражение граждан.
Сочинители фейковых вбросов о COVID-19 будут платить штрафы от 300 тыс. до 700 тыс. рублей и лишаться свободы не менее, чем на 3 года, в случае смерти людей…
Для юрлиц, СМИ, публиковавших ложь об эпидемии, штрафы составят от 1,5 млн до 3 млн рублей, а при тяжких последствиях – штраф может составить 10 млн. рублей.
За все названные законы Госдума проголосовала в трёх чтениях и без промедления отправила их в Совет Федерации. К вечеру 31 марта стало известно, что верхняя палата российского парламента тоже оперативно их одобрила, и они пошли в Кремль, на стол президенту. В том, что он быстро их подпишет, сомнений нет. В силу законы вступят сразу после их опубликования. Хотя споры вокруг них продолжаются.