7 апреля 2014 года В Донецке Съезд представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций провозгласил создание ДНР. В Акте о государственной самостоятельности подчёркивалось, что Республика «будет строить свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом, на началах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества. Территория Донецкой Народной Республики в признанных административных границах является неделимой и неприкосновенной».
Съезд принял Декларацию о суверенитете ДНР, государства, где главное – верховенство, самостоятельность, единство и неделимость народной власти в пределах ее территории, независимость и равноправие, во внешних отношениях, где народ является источником государственной власти, наиболее важные вопросы… выносятся на референдум.
11 мая 2014 в республиках состоялся всенародный референдум. На нём донбассовцы высказались за отделение от Украины. Одним из составителей основополагающих актов народной республики был коммунист Борис Алексеевич Литвинов. Он возглавил Компартию ДНР и продолжает отстаивать свободу и народовластие в Республике.
В интервью «Советской России» Б. Литвинов вспоминает те дни:
— Это было народное восстание. Общественность бурлила. Складывалась непростая обстановка. С 7 апреля по 11 мая в ДНР царило двоевластие: ещё оставалась старая власть, и уже формировалась новая, власть восставшего народа. Мы, участники Съезда, представлявшие новую власть, сразу после Декларации стали готовиться к референдуму. Народ должен был сказать своё слово, поддерживает ли он образование республик, выход их из состава Украины и вхождение в РФ по примеру Крыма. Наш штаб стал центром подготовки плебисцита. Его организацией было поручено заниматься мне от имени народного правительства. За месяц и 10 дней мы подготовили пакет документов, провели всю организационную работу. Предстояло открыть 1500 избирательных участков! Всё делалось на общественных началах.
Как и намечалось, 11 мая в обеих республиках прошёл референдум при колоссальной явке. Только в Советском Союзе я помню такую активность граждан. Энтузиазм народа был невероятный! До 22,5 тыс. было только членов комиссий, наблюдателей и организаторов процесса. Не окажись на местах структур Компартии, на которые я опирался, — не знаю, удалось бы провести такое грандиозное мероприятие.
Провозглашение ДНР, референдум воспринимались, как движение в сторону России и объединения в Советский Союз. Вдохновлял Крым. Настроения подогревал Союз России и Белоруссии. Думалось, начался процесс объединения.
— Потом – триумф голосования.
— В ДНР «за» высказалось 89,8%, в ЛНР – более 90%.
11 мая проголосовали, а 12 мая к 12 часам 20 минутам всё было подсчитано и объявлены результаты. Никаких фальсификаций! Комиссии работали на износ, всем хотелось побыстрее показать единодушие Донбасса.
Когда мы проводили референдум 11 мая, полным ходом шла война на севере ДНР. Бомбили Славянска, его пригород Семёновку, где находилась психиатрическая больница, разнесли, считай, полностью. На заседаниях нашего правительства регулярно оглашались военные сводки. В Славянске сформировалось наше ополчение, его возглавил Игорь Стрелков. На подмогу защитникам Донбасса шли люди из Донецка.
Я отдаю дань уважения и благодарности Стрелкову. За время, пока он отражал атаки украинской военщины, мы смогли подготовить и провести референдум на всей территории Донбасса. Волеизъявление прозвучало. Незабываемая Русская весна состоялась. Донбасс отмечает её ежегодно.
— Празднование шестой годовщины затруднено коронавирусом, карантинами.
— В этом, конечно, проблема. Но, мы, коммунисты, патриоты не позволим замолчать праздник. Пусть дистанционно, через наши СМИ, через обращения к людям по интернету, — но, всем мы напомним и о 7 апреля, и о 22 апреля – 150-летие В.И.Ленина, о 9 мая — Дне Победы, 11 мая – Дне референдума. Это наши самые большие народные праздники. Это наша Русская весна, которая ждёт своего воплощения.
У нас были планы проведения митингов, шествий, возложения цветов к памятникам В.И.Ленину, Освободителям Донбасса, мы намеревались проехать на Саур-Могилу, наши байкеры планировали совершить автопробег. Но, COVID-19 вносит свои худшие коррективы.
— Шесть лет – непросто годовщина провозглашения республик и референдума, это годы военного противостояния с профашистской Украиной и напряжённого ожидания признания ДНР и ЛНР?
— Да, ожидания затянувшегося. Мы теперь вовлечены в минский процесс, который не может остановить кровопролитие. В Киеве сменились президенты, но не сменилась политика в отношении ДНР и ЛНР. С конца марта, как только были отозваны из-за пандемии представители ОБСЕ, украинские оккупанты усилили обстрелы наших городов и сёл. В сутки начали обстреливать нас по 90 и более раз. Огонь ведут, главным образом, по окраинам Донецка, Горловки… Бьют по посёлку Спартак под аэропортом, по Александровке, Старомихайловке. Применяют миномёты 82 калибра, бронетранспортёры, боевые машины пехоты (БМП), ручные гранатомёты, обычные вооружения. разрушают коммуникации. На ремонт трансформаторной подстанции выезжала наша бригада. Украинскую сторону оповестили, что едет бригада, в составе которой представитель совместной контрольной группы по мониторингу. Но, украинские снайперы преднамеренно обстреляли ремонтников, ранили представителя контрольной группы, его увезли в больницу.
А вот сводка за сутки с 4 на 5 апреля: вооружённые формирования Украины 22 раза открывали огонь по населенным пунктам ДНР. Обстреляли населённый пункт Гольмовский и поселок шахты им. Гагарина. Повреждена ЛЭП на территории доломитного завода по ул. Гардина, 2, н. п. Гольмовский обесточен, повреждено здание администрации посёлка, домостроения в посёлках Александровка, Сигнальное. Информация о пострадавших уточняется.
В ЛНР в эти же дни в ходе обстрела ВСУ посёлка Калиново погибли двое военнослужащих Народной милиции Республики. Итак – 6 лет. Считай каждодневно хороним своих граждан. Когда ж это кончится?
Наш министр иностранных дел Наталья Никанорова призвала украинскую сторону прекратить военные действия в период пандемии. Но, предложение не было поддержано украинской стороной. На встрече в Минске 11 марта договорились о создании консультативного совета в качестве диалоговой площадки с участием стран нормандского формата и сторон конфликта, т.е., наших республик. Совет уже стартовал, в нём задействованы такие политики, как Медведчук, Сивоха, другие известные деятели.
— Начались подвижки в сторону хотя бы косвенного признания республик, как субъектов, имеющих право голоса?
— Я бы в эйфорию не впадал по поводу признания. Хотя, по сути, это так. Но, даже эта робкая попытка сесть за стол переговоров и начать диалог по существу, чтобы смолкли, наконец, орудия войны, не находит поддержки у сегодняшнего украинского политикума. Тут же в Раде националистически настроенные депутаты от фракций «Голос», «Европейская солидарность», «Батькивщина» и группы «За будущее» внесли постановление с требованием не допустить создания консультативного совета по урегулированию конфликта в Донбассе и запретить прямые переговоры с республиками. Так что пока не получается даже начать разговор.
— Какова позиция президента Зеленского?
— Он слушает то, что ему говорят боевики националистических батальонов. Хотя многие из них «растворились» в других силовых структурах, влияния своего они не потеряли. Их прикрывает министр внутренних дел Украины Аваков. С этой силой Зеленскому приходится считаться. Убрать их с политической арены он не в состоянии. А националистам деваться некуда. Они столько бед натворили за эти 6 лет войны, что по ним плачет новый Нюрнберг. Им ничего другого не остаётся, как продолжать кровавую бойню.
Не исключаю, что до конца этого года Зеленский, как глава Украины, не досидит. Националисты пойдут ва-банк…
Недавно Зеленский заявил, что американцы в этом году предоставят Украине 700 млн. долларов помощи. Но, вряд ли эти доллары вытащат Украину из провала, в котором она находится. Тем более, что, как минимум половина этой суммы пойдёт на армию, на закупку вооружений. Сомневаюсь, что вторая половина суммы остановит ухудшение материального положения граждан. Украина всецело в глубоком кризисе. Европе, которая ранее поддерживала Киев, теперь сама испытывает проблемы, и меньше всего озабочена происходящим на Украине. Это грозит негативными последствиями для киевской власти.
По слухам, некоторые украинские структуры, экономические, прежде всего, видят выход в сближении с Россией. И это неудивительно: когда плохо, тут же бегут к России с протянутой рукой. Националисты отвергают такие варианты, а это обостряет положение.
Хотя и в России не всё гладко. Трудности с Северным и Южным потоками, нужно искать точки соприкосновения с Украиной, чтобы использовать её газотранспортную систему для прокачки газа в Европу. Об этом говорят у нас в Республике. Нам бы хотелось, чтобы поиск компромиссов шёл не за счёт сдачи Донбасса. Для нас это совершенно неприемлемо.
— Есть такие опасения?
— Напрямую Россия об этом не говорит, но от политиков звучат противоречивые высказывания. Одни заверяют, что народ Донбасса никто не сдаст, а другие как бы и не против пристегнуть нас к Украине. Например, от Козака слышим слова о том, что Донбасс – часть Украины. А как же наша Декларация о суверенитете, референдум с единодушным решением, шестилетняя война за независимость от Украины? Неужели всё зря? Неужели воля донбассовцев ничего не значит?
В соцсетях полно информации о нерадужных перспективах наших республик. Людей это очень тревожит, подрывает их надежды и сеет недовольство.
— Судя по всему, российским олигархам невыгодно признавать Донбасс свободным от Украины.
— В наших республиках отношение к Путину несколько пошатнулось, хотя всё ещё достаточно уважительное. Есть плюсы: рубль, паспорта, гумпомощь, свободные поездки в Россию. Но, чтобы жизнь на Донбассе улучшалась, необходимо признание, хотя бы в экономике. Наши отношения в торговле, взаимном обмене, не принимают того динамического характера, который принёс бы положительный эффект в жизни ЛДНР. Прошло 6 лет, а республики в подвешенном состоянии.
— А как ведёт себя частный бизнес из России?
— Он видит в наших предприятиях потенциальных конкурентов. Народ наш обеспокоен тем, что иные российские структуры могут подрывать наши предприятия, чтобы они останавливались.
Пример – Горловский «Стирол», крупнейшее в Европе химическое предприятие, производитель удобрений, до войны было в собственности у миллиардера Фирташа. Теперь химический гигант готовят к закрытию. Много потребляет газа, а он поступает из России. Опять упираемся в газ, который становится важнее, чем актуальное производство, рабочие места. Люди крайне обеспокоены. Для них потерять работу – это тупик. Спасти «Стирол» могло бы взаимовыгодное сотрудничество с Россией. Но, где оно?
Также и с нефтью. Цены на неё падают, а бензин дорожает. Частник наживается. Ему не нужны новые производители, которые могут сбить цену. Такова суть свободного рынка, на нём рвачам никто не может приказать.
— Конечно, такие бизнесмены не подарок. Но, как воспринимать ставшего вице-премьером в правительстве ДНР Владимира Пашкова, бывшего вице-губернатора Иркутской области?
— Он представляет Внешторгсервис, который влияет на крупный бизнес Республики. Правда, результаты этой работы не способствуют подъёму экономики ДНР.
Руководит «Внешторгсервисом» украинский олигарх Курченко. Он был близким человеком к семье Януковича, Курченко называли «кошельком» Януковича. А сейчас контора главы «Внешторгсервиса» — в Москва–сити, под его контролем предприятия нашей металлургии, коксохимии, трубной промышленности, ряд шахт. Всё, что находится в епархии Курченко, отдано во внешнее управление. Не люблю это выражение. Что значит во внешнее управление? Что хочешь, то и делай? «Внешторгсервис» так и действует. Думаю, его верхушка хочет заполучить наши главные активы. Меньше всего этих капиталистов волнует судьба жителей Республики. С одной стороны, нам везут гуманитарную помощь из РФ, а с другой – поставляют дельцов, которые подгребают под себя с целью наживы предприятия ДНР.
— Хотят их приватизировать?
— Нет. Приватизация у нас не ведётся, нет закона ни о приватизации, ни о национализации. Мы, коммунисты, настаиваем на скорейшем принятии закона о национализации. Сейчас он очень актуален. Многие предприятия остаются бесхозными, их побросали бывшие владельцы. Я считаю так: бросил, не хочешь предприятие запускать, — мы его национализируем, и будем на государственном уровне восстанавливать. В ДНР нет лишних предприятий, чтобы походя ими разбрасываться. Они создавались народным трудом. Можно привлечь трудовые коллективы, которые займутся ими. Это будет концессия. Пусть даже на нулевых условиях, но это — рабочие места, производство продукта, товара. К сожалению, даже такого элементарного упорядочения предприятий не делается.
— А рассматривается такая форма хозяйствования, как народные предприятия, где коллектив руководит производственным процессом?
— Конечно, рассматривается. Идея народных предприятий очень интересует наших людей. Мы, коммунисты, её пропагандируем. Группа рабочих и техников Донецкого металлургического завода, который сейчас на ладан дышит, приходят ко мне, мы обсуждаем, как бы коллективу взять завод в управление. В такой же ситуации Макеевский, Енакиевский металлургические заводы, в ЛНР – Алчевский металлургический завод, есть четыре коксохимических предприятия, которые входят в группу металлургического цикла. Коллективы взяли бы их в управление, но, есть юридическая неопределённость в вопросах собственности, что-то уже принадлежит Внешторгсервису. И очень трудный вопрос о сырье.
Народные предприятия получились бы там, где производство завязано на собственном сырье. Это сельское хозяйство, переработка, малый и средний бизнес. Мы обращались с такими предложениями в правительство, но там нас не слышат. Народ хочет — власть не реагирует.
…Моё мнение, народ у нас на Донбассе активный, что подтвердил референдум 11 мая 2014 года. С тех пор прошло 6 очень тяжёлых лет. Люди устали от войны, от потерь, бедности, страхов, неопределённости, в чём-то разуверились. И это снизило их активность. Но, уверен, — не навсегда. Надежда забрезжит, и народ всколыхнётся. Укажите на карте бывшего СССР ещё хоть один регион, чтобы так восстал народ, как на Донбассе в Русскую весну 2014-го? Это была репетиция. Мы ещё скажем своё слово.
А задача Компартии – сплачивать, поднимать людей. Вокруг нас формируются Народно-патриотические силы, нас поддерживает КПРФ, левые организации России. Мы разработали свою программу первоочередных шагов для ДНР, издали брошюру. Проведём конференцию и будем объединять всех патриотов, созидателей, укреплять государственность ДНР, отстаивать права своих граждан, восстанавливать нашу экономику, создавать народные предприятия, и всем вместе идти к главной нашей цели – к объединению с Россией. Мы хотим жить в единстве с российским народом. К сожалению, руководят нашими народами группировки, которые не видят нас в союзе с Россией. Нам с этими группировками не по пути.
Записала
Галина ПЛАТОВА