Однако ряд видных советских полководцев, в том числе маршалы И.С. Конев, A.М. Василевский, К.К. Рокоссовский и П.С. Рыбалко, отметив личные недостатки Г.К. Жукова и крупные ошибки в его работе, твердо заявили, что он является настоящим патриотом страны и не может быть организатором военного заговора.
Тем не менее по итогам заседания Г.К. Жуков, вполне правомерно обвиненный в потере скромности, моральном разложении и непомерных амбициях, был снят со своих постов и назначен командующим Одесским военным округом. На этом злоключения маршала не закончились. Вскоре Министерство госбезопасности СССР, которое в мае 1946 г. возглавил его давний антагонист генерал-полковник B.С. Абакумов, стало расследовать новые дела, связанные с работой маршала в Германии.
По мнению ряда историков (Р. Пихоя, А. Исаев), вся организационная работа по этим делам проводилась под непосредственным руководством нового секретаря ЦК, куратора МГБ СССР А.А. Кузнецова и председателя Комиссии партийного контроля при ЦК ВК П(б) М.Ф. Шкирятова.
Ряд современных авторов пытаются… связать гонения на Г.К. Жукова с общей борьбой за власть, и в частности, ударом по позициям Г.М. Маленкова, который в годы войны был наиболее близок с опальным маршалом. Другие авторы… полагают, что опала Г.К. Жукова была связана с горячим желанием вождя поставить на место зарвавшийся генералитет, который, пребывая в ореоле спасителей Отечества, мог составить реальную угрозу его единовластию. Наконец, третья группа авторов… резонно полагает, что опала Г.К. Жукова носила вполне оправданный характер и имела своей целью воспитательное воздействие на слишком амбициозного маршала, который возомнил себя единственным спасителем Отечества и стал банальным барахольщиком, вывезя с территории Германии огромное количество дорогой мебели, ковров, картин, мехов, столового серебра и т.д.
Е.Ю. СПИЦЫН
«Полный курс истории России»
* * *
Свое выступление перед избирателями в феврале 1946 г. И.В. Сталин завершил приглашением серьезно обсудить, «насколько правильно мы работали», и настойчиво добавил:
– Говорят, что победителей не судят, что их не следует критиковать, не следует проверять. Это неверно. Победителей можно и нужно судить, можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей: меньше будет зазнайства, больше будет скромности. Я считаю, что избирательная кампания есть суд избирателей над Коммунистической партией как над партией правящей. Результаты же выборов будут означать приговор избирателей. Немного стоила бы Коммунистическая партия нашей страны, если бы она боялась критики, проверки. Коммунистическая партия готова принять приговор избирателей.
Он не назвал тревожащих фактов и огорчающих имен, но ему очень хотелось, чтобы народ зорче вглядывался в лица проявляющих несоветское чванство, барство, корыстолюбие…
* * *
Прошу Вас предложить Наркоммясомолпрому, Наркомпищепрому и Наркомрыбпрому СССР выделить для просимой цели на 4-й квартал с/г. за счет переходящих остатков промышленности:
колбасы в ассортименте и копченостей — 4 тонны
икры разной — 3 “
рыбных изделий, сельдей и рыбных деликатесов — 8 “
шпрот и сардин и других консервов… — 12 тыс. банок
кондитерских изделий в ассортименте — 3 тонны
водки — 10 тыс. литров
вин разных и коньяков — 70 “ “
папирос высшего сорта — 700.000 штук.
ГЕНЕРАЛ АРМИИ /А. ХРУЛЕВ/
* * *
А первый шаг в развернувшейся вскоре государственной кампании по приведению национальных героев в чувство сделал Молотов. (К нему полагалась Служебная записка начальника тыла Красной Армии генерала армии А. Хрулева с удивительными требованиями). Для проведения заседания Союзного контрольного совета в Германии, который проводился под председательством маршала Жукова, его заместитель потребовал тонны деликатесов и десятки тысяч литров водки, вин, коньяков…
Понятна реакция Молотова: «Нельзя «угощенье» превращать в пиршество несусветных размеров…» Увы, реальность была такова, что генералы и маршалы уже не вполне понимали, что происходит в подвластном им мире.
Военными владела иллюзия всемогущества. Тогда же маршал Жуков предлагал Сталину быстрым ударом захватить всю Европу вплоть до Ла-Манша, но растерялся, не зная, как ответить на его иронический вопрос: «А что будем делать потом?»
Протокол заседания Политбюро. П. 84.
О товарище Жукове Г.К., Маршале Советского Союза. 20 января 1948 г.
После войны у Сталина возник конфликт с высшим генералитетом, который чаще всего объясняют ревностью вождя, желавшего присвоить себе все лавры военных побед. Действительно, 31 мая 1946 г. состоялся Высший военный совет, на котором Жуков был обвинен в раздувании своих заслуг в разгроме фашистской Германии с личной формулировкой Сталина: «Присваивал себе разработку операций, к которым не имел никакого отношения». Однако некоторые прославленные маршалы и генералы пострадали значительно сильнее. Любимец Сталина главный маршал авиации А. Голованов уволен из армии, командующий кавалерийско-танковым корпусом генерал-лейтенант В. Крюков осужден на 25 лет вместе со своей женой, известной всей стране певицей Лидией Руслановой. Список можно продолжить. Этот конфликт был связан не с ревностью Сталина при разделе военной славы, а с генеральскими увлечениями по вывозу в личную собственность трофейного имущества из Германии. Маршал Голованов вывез по частям подчиненной ему авиацией виллу Геббельса. Крюков и Русланова – 132 картины и огромное количество ценностей.
Во время обыска у Жукова были изъяты трофейная мебель, ковры, меха, хрусталь, музейные и дворцовые картины. Этим и объясняется опала маршала: сначала его перевели командовать Одесским округом, а затем и вовсе отправили на Урал.
О т. Жукове Г.К., маршале Советского Союза
ЦК ВКП(б), заслушав сообщение Комиссии в составе тт. Жданова, Булганина, Кузнецова, Суслова и Шкирятова, выделенной для рассмотрения поступивших в ЦК материалов о недостойном поведении командующего Одесским военным округом т. Жукова Г.К., установил следующее.
Тов. Жуков, в бытность Главкомом группы Советских оккупационных войск в Германии, допустил поступки, позорящие высокое звание члена ВКП(б) и честь командира Со ветской Армии. Будучи полностью обеспечен со стороны государства всем необходимым, тов. Жуков, злоупотребляя своим служебным положением, встал на путь мародерства, занявшись присвоением и вывозом из Германии для личных нужд большого количества различных ценностей.
В этих целях т. Жуков, давши волю безудержной тяге к стяжательству, использовал своих подчиненных, которые, угодничая перед ним, шли на явные преступления, забирали картины и другие ценные вещи во дворцах и особняках, взломали сейф в ювелирном магазине в г. Лодзи, изъяв находящиеся в нем ценности, и т.д.
В итоге всего этого Жуковым было присвоено до 70 ценных золотых предметов (кулоны и кольца с драгоценными камнями. часы, серьги с бриллиантами, браслеты, броши и т.д.), до 740 предметов столового серебра и серебряной посуды и сверх того еще до 30 килограммов разных серебряных изделий, до 50 дорогостоящих ковров и гобеленов, более 60 картин, представляющих большую художественную ценность, около 3700 метров шелка, шерсти, парчи, бархата и др. тканей, свыше 320 шкурок ценных мехов и т.д.
Будучи вызван в Комиссию для дачи объяснений, т. Жуков вел себя неподобающим для члена партии и командира Советской Армии образом, в объяснениях был неискренним и пытался всячески скрыть и замазать факты своего антипартийного поведения.
Указанные выше поступки и поведение Жукова на Комиссии характеризуют его как человека, опустившегося в политическом и моральном отношении.
Учитывая все изложенное, ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Признавая, что т. Жуков Г.К, за свои поступки заслуживает исключения из рядов партии и предания суду, сделать т. Жукову последнее предупреждение, предоставив ему в последний раз возможность исправиться и стать честным членом партии, достойным командирского звания,
2. Освободить т. Жукова с поста командующего Одесским военным округом, назначив его командующим одним из меньших округов.
3. Обязать т. Жукова немедленно сдать в Госфонд все незаконно присвоенные им драгоценности и вещи.
СЕКРЕТАРЬ ЦК И. СТАЛИН