Добраться до Тотьмы довольно просто. Сначала ехать по трассе М-8 Холмогоры, а затем свернуть на Великий Устюг. От Вологды пару сотен километров – и оказываемся в бывшей соляной столице Русского Севера. Сам же город Тотьма на 10 лет старше Москвы и имеет богатую историю. Начнем с названия. Просто произнесите слово «Тотьма», «То-тьма». «Что не город, то тьма», – как говорил Петр I, но это всего лишь легенда. Место переводится с финно-угорского как сырое место, поросшее елями.
Сейчас место весьма захолустное, в городок туристы заглядывают редко, в основном только те, кто едет на машине в Великий Устюг проездом. Из Вологды делать крюк в 400 км мало кому хочется, поезда не ходят, а на автобусе неудобно. Вот и выходит, что приезжают только любители старины и Севера. Летом город еще кое-как оживает, и на улицах можно встретить машины с московскими и питерскими номерами.
В XV–XVIII веке здесь бурлила жизнь. Ученые считают, что именно из Тотьмы пошло солеварение в промышленных масштабах и технологии бурения скважин появились именно здесь. В те времена Тотьма называлась Усолье Тотемское, или Посад Соли-Тотемской. Помните похожие названия в Пермском крае и Иркутской области?
Как ни странно, но с тех времен остались соляные скважины. Они находятся прямо в городе, вдоль рек Солонухи и Ковды. Когда-то вокруг речек стояли солеваренные заводы, поэтому район так и называется Варницы. Набережная реки Сухоны вообще восхитительна. Новые деревянные мостки, скамейки, лежаки из дерева и малые архитектурные формы. Благоустроено все очень хорошо, прямо на столичном уровне. Такого даже во многих крупных городах нет.
Тотьму называют городом музеев и мореходов. Стоп, какие мореходы, когда до ближайшего моря 500 км на самолете? Все просто. Пока Петр I не прорубил окно в Европу, судоходство и торговля на Сухоне шли активно. После строительства Петербурга поток грузов иссяк. Местные купцы придумали оригинальный способ заработать денег, снаряжая экспедиции в Сибирь и на Аляску, откуда привозили пушнину и моржовую кость.
Денег это приносило не меньше, чем соляные скважины – настоящее золото тех времен. На эти деньги снаряжали новые экспедиции как можно дальше. В общем, это были путешественники тех времен с коммерческим уклоном. Самым известным мореходом был Иван Кусков, который основал русскую крепость Форт-Росс на территории Северной Калифорнии.
Тотьма стала невероятно богатым городом, неспроста на гербе появилась черно-бурая лисица. За счет пушнины местные купцы строили храмы, кто лучше и выше построит. Всего было построено 17 каменных храмов, от которых остались лишь 5. Сами же храмы похожи на высокие корабли.
Даже сложился свой собственный стиль «тотемское барокко» с небезызвестными картушами. Картуши – это орнамент на стенах в виде обрамленного завитками щита. Лет 7 назад был конкурс на самые узнаваемые символы страны, куда вошли картуши. В обсуждениях были бурные споры, что лучше: картуши или Тобольский кремль, Кунгурская пещера или Куршская коса и другие достопримечательности. Картуши до первой десятки так и не дошли, но шума было много.
Сейчас в городе живет почти 10 тысяч человек, по сравнению со старыми временами население почти не упало. Тотьма – шикарный город, на который поклонникам русской старины точно стоит найти время. Только странно, что туристы сюда не хотят ехать, хотя все красоты и инфраструктура для этого есть.