Ответ на этот вопрос хотел бы знать каждый россиянин, потому как от стоимости топлива зависят цены практически на все товары, следовательно, и возможности наших кошельков.
В нефтедобывающей России бензин как начал дорожать с первого дня рыночных реформ, так и дорожает по сей день. На заправочных станциях ценники обновляются регулярно в сторону увеличения. Причем увеличение происходит независимо от ситуации на мировом рынке углеводородов: дешевеет нефть – у нас бензин дорожает, поднимается цена барреля – и снова цена на бензин у нас растет. Когда терпение у народа лопается, люди идут перекрывать трассы, тогда правительство и президент собирают нефтяных миллиардеров и призывают их умерить аппетиты. На какое-то время цены на бензин, дизтопливо замирают… Но вскоре все повторяется снова.
Причина заключается в том, что нефтевладельцы хотят получать всё больше и больше прибылей. К этой ненасытной халяве власти относятся с пониманием, идут навстречу «эффективным» собственникам, ради них был придуман несколько лет тому назад «налоговый маневр» – снижение экспортных пошлин почти до обнуления. «Маневр» олигархи одобрили. Но теперь им его мало. И стоимость топлива опять ползет вверх.
Министры оправдываются: подорожание всего лишь на уровне инфляции. «Ничего подобного, – заявляют коммунисты. – За прошлый год цена на бензин, дизель выросла в среднем на 9,4%, а официальная инфляция составила 4,7%. На июль текущего года инфляция 4,7%, а цена топлива снова выросла более чем на 9%. Это ж подрыв экономики!» Правительству возразить нечем. Надо договариваться с нефтемиллиардерами. И правительство придумывает новый ход – так называемый «демпфирующий (сдерживающий) механизм».
Законопроект с данным механизмом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» принят единороссами (за – 309) в первом чтении. Оппозиция отказалась его поддерживать, КПРФ высказалась против. На этой неделе думское большинство планирует его одобрить во втором и третьем чтениях.
При обсуждении концепции законопроекта даже единоросс А. Макаров, адвокат по профессии, говорил сбивчиво, пытаясь спасти положение с «демпфером». Он утверждал, что только таким путем можно сдерживать цены на топливо, что, конечно, далеко не так, способов сдерживания очень много. Выбран самый ущербный для страны. Поэтому Макарову было слишком неудобно говорить о том, что под «демпфером» подразумеваются компенсационные выплаты из госбюджета нефтекомпаниям за те убытки, которые они могут понести, продавая горючее по сдержанным ценам внутри страны. Дескать, если они продадут свой товар за рубежом по высокой цене, то получат большую прибыль. А в России у них не будет такого дохода, поэтому правительство решило «подкормить» их из бюджета.
Циничное решение – самым богатым отдавать бюджетные средства, которые нужны для поддержки нуждающихся! Даже адвоката это смущало.
А правительству хоть бы что. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что «демпфирующий механизм предоставляет возможность компенсировать часть стоимости получаемой нефтеперерабатывающими заводами нефти для сдерживания роста цен на производимые ими нефтепродукты. Законопроект позволит повысить размер такой компенсации с 1 июля 2019 года с 60% до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива, с 2020 года – с 50% до 68% для бензина и до 65% для дизтоплива». Предусматривается, что демпфер будет касаться и авиакеросина. На него в этом году установлена условная цена на уровне 48,3 тыс. рублей за тонну. Компенсация для авиакеросина составит 70% в 2019 году и 65% с 2020 года.
Понимая, как нечестно изымать из бюджета средства на погашение «убытков» нефтяникам, правительство делает оговорку о том, что компенсационные расходы из казны будут якобы возвращены за счет НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). И предлагает с 1 октября по 31 декабря 2019 года увеличить на 150 рублей за тонну действующую фиксированную надбавку к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти.
Но эту меру, как и в целом законопроект о демпфере, член бюджетного комитета от КПРФ Вера Ганзя назвала вредной. Она считает, что правительство обязано было внести законопроект об отказе от акцизов или хотя бы об их снижении. Но правительство этого не сделало. Потому что не за счет НДПИ будут возмещаться бюджету компенсации нефтекомпаниям, а, прежде всего за счет акцизов. «Это легкие деньги, которые без затруднений собираются с населения, покупающего топливо», – подчеркивает Ганзя. У людей, по ее словам, отбирают деньги, завышая цены на бензин и дизель, у людей отбирают деньги через акцизы, которыми будут закрывать бюджетные дыры от выплат нефтекомпаниям, терпящим якобы убытки, продавая нефтепродукты на российском рынке.
«О каких убытках нам рассказывают? – удивляется Вера Анатольевна. – У нефтяных компаний прибыли растут. Известно, что полученная прибыль в 274 млрд рублей будет распределяться между акционерами «Роснефти», в том числе и иностранными, в совете директоров этой компании из 11 человек половина – иностранцы. Слишком бесчестно, когда из нашего бюджета, в котором не хватает средств на «детей войны», на достойные пенсии нашим гражданам, на здравоохранение, образование, – с такой легкостью берутся деньги на компенсацию упущенных доходов нефтемагнатам». Как можно изобретать такие «демпферы» в стране, где более 20 млн граждан нищие? Это и есть борьба с бедностью?»
В. Ганзя заявила, что КПРФ не только голосует против такого кощунственного законопроекта, но и постарается донести до своих избирателей, как правительство обирает народ.