В автосалоне Коля появился только после обеда. Устроившись в кабинете, включил телевизор. Как раз шла автомобильная передача – о шинах. Некий автолюбитель Антон Неравнодушный громко возмущался:
– Я в сентябре заказал шины по цене 6500 рублей за штуку. Сегодня пошел их выкупать в автосалон, а мне вдруг заявляют, что цена на шины возросла до 7500 рублей за штуку. Кинулся в другие автосалоны, а там ситуация такая же – все цены на шины подскочили на 1000 рублей.
– Это наглый и гнусный сговор автоторговцев, – бушевал Антон. – Кто остановит этих подлых грабителей? Кто даст им по рукам? Куда, наконец, смотрит антимонопольная служба Объегорьевска?
На эти обвинения сначала отреагировал Влад Надувайкин – собственник одного из наиболее крупных объегорьевских автосалонов.
– О чем вы говорите? Какой сговор? – негодовал Влад. – У нас в городе более 40 автосалонов. Как могут такое число их владельцев, совершенно разных людей, о чем-то сговориться? Это не может произойти никогда. Я, например, владельцев других автосалонов терпеть ненавижу. С большинством из них я не то что сговориться, а даже разговаривать не могу.
Затем свое мнение изложил известный объегорьевский адвокат, постоянно оказывающий юридические услуги на авторынке, Геннадий Врезник. Хорошо поставленным баритоном он размеренно и весомо вещал:
– В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, и согласно действующей Конституции Российской Федерации, свободное ценообразование является неотъемлемым и нерушимым правом каждого российского гражданина. Это право реализуется на свободном рынке товаров, в том числе на рынке автомобильных шин. Как известно из фундаментальных работ австрийского экономиста, лауреата Нобелевской премии Фридриха фон Хайека, регулирования рынка со стороны государства не должно быть ни в какой форме – любой рынок сам себя отрегулирует. Обвинение автоторговцев в сговоре представляет собой попытку заставить властные структуры Объегорьевска регулировать рынок шин, что абсолютно недопустимо. Это с одной стороны. А с другой стороны – любому здравомыслящему человеку совершенно ясно, что в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиентов, что происходит на рынке автомобильных шин, сговор его участников просто невозможен.
Представитель антимонопольной службы Алексей Бесхребетнев полностью согласился с доводами Геннадия Врезника и сказал, что ничего удивительного, а тем более криминального в повышении цен на шины он не видит – это обычное сезонное явление, оно бывает каждый год.
– Кроме того, – добавил Бесхребетнев, – об отсутствии сговора говорит тот примечательный факт, что цены на шины не везде повышены. Например, в автосалоне Николая Ухватова, куда я заходил сегодня, цены на шины остались сентябрьскими.
Тут у Коли Ухватова запищал смартфон. На экране высветилась эсэмэска:
– Ты, Ухватов, че, демпингуешь, гад? Че – бизнеса хочешь лишиться? Так мы тебе это таки устроим. Мало не покажется. Ты с нами не шути. Ну-ка быстренько поднимай на 1000 рублей цену на шины.
Коля вздрогнул, побледнел, чертыхнулся на себя за то, что все утро не отвечал на телефонные звонки, и ринулся в зал автосалона. Менять ценники на шинах. Чтобы там телевизор ни бормотал, а на объегорьевском авторынке действуют ребята серьезные. Их дразнить нельзя.