И сразу же председатель контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе экс-президент Украины Леонид Кучма откровенно высказался о том, что политическая часть Минска-2 выполняться не будет.
Киев исполнит политическую часть минских соглашений только после того, как самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР) будут распущены. Об этом заявила в Facebook Дарья Олифер, пресс-секретарь представителя украинской стороны в трехсторонней контактной группе Леонида Кучмы.
По ее словам, обязательное семидневное перемирие как условие для разведения войск в Донбассе было зафиксировано в рамочных соглашениях, которые не выполняются ополченцами. Более того, ДНР и ЛНР размещают на передовой тяжелое вооружение – танки и минометы, что нарушает минские соглашения.
«Остро стоит вопрос доступа специальной мониторинговой миссии ОБСЕ ко всей территории ОРДЛО (Особых районов Донецкой и Луганской областей), включая неподконтрольный Украине участок российско-украинской границы», – продолжила Олифер.
Помимо роспуска непризнанных республик Киев также требует полного прекращения огня, обеспечения работы ЦИК Украины и украинских политических партий в неподконтрольных областях, а также «вывода с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники» (Киев считает, что ДНР и ЛНР подчиняются Москве).
О том, что новая власть тяготится «Минском» и готова его пересматривать, Владимир Зеленский и глава МИД Вадим Пристайко говорят давно. Но говорить одно дело. Выход Украины из подписанных в 2015 году соглашений открывает путь к снятию санкций с России. И это в лучшем случае. В худшем – к новому витку войны.
По этим странным требованиям видно, что 7 пунктов Кучмы – это некое спонтанное заявление, которое имеет скорее информационные цели. Ведь всерьез эти условия в Минске никто обсуждать не будет.
Вспомним, что представитель Украины не в первый раз ставит подобные условия. Накануне срыва подписания формулы Штайнмайера, в сентябре, Леонид Кучма уже требовал всего перечисленного выше, но через две недели формула была подписана, так как Кучма неожиданно эти требования снял.
Возможно, что и сейчас новая порция невыполнимых запросов – всего лишь информационный фон для успокоения горячих голов, марширующих по Киеву. И после «шага назад» произойдет «два вперед» – например, отведение войск и новый обмен пленными.
Скорее, это не просто слова. В сентябре еще не было массовых акций националистов. Они начались после подписания формулы Штайнмайера. И власть Зеленского показала, что выполняет скорее требования улицы, чем подписанные в Минске обязательства. Что было видно и по внезапному срыву разведения войск. Заявления Кучмы могут быть вообще прологом к отходу от Минских соглашений, которыми власть открыто тяготится, заявляя, что «мы их не подписывали» и «я бы сам отказался от них» (цитата Зеленского).
Но формула Штайнмайера – это всего лишь последовательность выполнения минских соглашений. Поэтому, когда Порошенко обвиняет Зеленского в капитуляции, это бред. Ведь именно Петр Алексеевич эти соглашения подписывал. Но сегодня команда Порошенко настаивает на разделении минских соглашений на две части. Выполнение вначале всех пунктов, связанных с обеспечением безопасности, а затем – политических пунктов, включая выборы и расширение полномочий местной власти. То есть то, что сейчас в Киеве называют «формулой Штайнмайера», на самом деле является «формулой Порошенко» и является неприемлемой для ЛДНР.
Видимо, это и есть запасной план, который вынашивают у Зе на случай, если сорвутся переговоры с Владимиром Путиным.
Для режима, который с новым президентом никуда не делся, даже предпочтительней, чтобы Донбасс вошел в состав России. Тогда минские соглашения будут считаться невыполненными и с России не снимутся санкции, а от Украины оторвется «сепаратистский Донбасс», который и так уже давно считают отрезанным ломтем. И в результате, как полагают на Украине, Россия сломается, и Украина начнет диктовать свои условия.
Министр иностранных дел Вадим Пристайко также заверил депутатов Верховной рады, что команда Зеленского не пойдет на уступки в вопросах, затрагивающих национальные интересы: «Никто не собирается сдавать Украину». Он отметил, что подходы к урегулированию могут быть разными и компромиссы почти неизбежны: «Если вы думаете, что дипломаты смогут договориться без компромисса – это наивно и, к сожалению, так не сработает». Но основная переговорная линия остается прежней – «Украина не намерена признавать ДНР и ЛНР и предоставлять республикам особый статус». Представитель РФ в трехсторонней контактной группе Борис Грызлов заявил, что украинская сторона фактически сорвала достигнутые договоренности, т.е. она фактически выходит из минских соглашений.
Но эти соглашения не только договоренность между Россией, Украиной, ОБСЕ и т.н. сепаратистами – документ лоббировали Германия и Франция, чьи лидеры находились в Минске на момент подписания.
Более того, Минск-2 утвержден резолюцией Совета Безопасности ООН. На официальном уровне приверженность ему декларируют даже в США.
В Евросоюзе неоднократно заявляли, что именно от выполнения минских соглашений зависит снятие антироссийских санкций. То есть, если из договоренностей выйдет Украина, то это может запустить процесс отмены санкций.
Впрочем, в Киеве, судя по всему, рассчитывают на другое. Санкции против России останутся в любом случае, а Запад закроет глаза на выход Украины из договора. Что также, конечно, не исключено.
Видимо, на данном этапе, этот демарш украинцев развязывает руки России, которая может включить абхазский сценарий, – одностороннего признания ДНР и ЛНР и уже официального введения туда своих войск. Что закроет для Украины тему Донбасса в исторически обозримой перспективе. И при этом, скорее всего, остановит войну.
На практике официальный выход Киева из Минска-2 может запустить и обострение военной ситуации, что может привести к угрозе военного разгрома Украины. И тогда официальный Киев не только подпишет любые соглашения, но и на крови поклянется их выполнять. Наверное, этот фактор, скорее всего и останавливает Украину, которая может в итоге пойти проторенной еще при Порошенко дорожкой, – саботировать «Минск» и критиковать его, формально не заявляя о выходе из него.
Правда, и это путь в тупик. Европа всерьез нацелена закончить конфликт в Украине. И с каждым днем саботажа поддержка Украины со стороны ЕС, да и в целом Запада, будет уменьшаться.
Глава Незалежной Владимир Зеленский оказался в очень непростой ситуации и его положению не позавидуешь. Многие люди полагают, что удержаться в кресле до конца президентского срока ему вряд ли удастся. Ведь для того, чтобы как следует управляться с властью, ее нужно держать настолько крепко, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что она досталась случайно и так же случайно может быть потеряна. А он продолжает поддерживать украинских радикальных националистов, не может или не хочет выполнять минские соглашения, в ходе телефонных разговоров с президентом Америки Дональдом Трампом подверг резкой критике руководителей Германии и Франции, тем самым потеряв все имевшиеся варианты для маневра в отношениях с США и руководителями Евросоюза.
Таким образом, проблемы Украины будут расти как снежный ком, катящийся с горы, причем очень сильно. Мало того, что экономика находится в упадке, так еще и государственное политическое устройство практически полностью демонтировано. Свои корректировки вносят и весьма непопулярные решения, принимаемые местными властями. В частности, ведется распродажа объектов инфраструктуры и земель, представляющих собой стратегические активы. Так, речь идет о «Турбоатоме», Одесском припортовом заводе, «Мотор Сич» и других предприятиях. Кроме того, порядка 85% полезных территорий находится в пользовании очень крупных агрохолдингов, имеющих иностранный капитал.
Об этом говорит, в частности, и сравнение предвыборных обещаний Зеленского и их реализация после победных для него выборов. В частности речь идет о законе «О языках», мире на Донбассе и новых лицах во власти. Ни одно из этих обещаний до сих пор не выполнено.
Сегодня у многих украинцев складывается впечатление, что «мы видим старого Порошенко при каждом выступлении нового президента Зеленского».
И возникает законный вопрос: стоило ли голосовать за «новые лица», если на выходе украинское общество получило бюджетную копию Порошенко? Зеленский пока еще не ворует из госбюджета в масштабах Порошенко, но с каждым днем все больше и больше становится похожим на шоколадного короля.
Недавно вновь состоялся телефонный разговор президента Российской Федерации Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель.
Во время беседы обсуждалась ситуация в Украине и была подтверждена важность неукоснительного выполнения положений минского «комплекса мер» и договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих встреч в нормандском формате.
В это же время Владимир Зеленский, вместо того, чтобы решать проблемы, опять демонстрирует некомпетентность и неготовность договариваться с партнерами, а также нерешительность в борьбе с фашиствующими националистами. И, скорее всего, эмоциональные и обнадеживающие заявления Зеленского о необходимости и значимости встречи в нормандском формате – очередная ширма для прикрытия своей неспособности выполнить данные им предвыборные обещания многострадальной Украине.