Предприниматель Татулова ответила за весь бизнес
«МЫ НЕ ПОДНИМЕМСЯ»
Ввести механизм неотложных кредитов на зарплату с субсидированной ставкой («в предельном случае до нуля») и без залога. Программу начнут Сбербанк и ВТБ на будущей неделе. Кредиты будут «короткими», на полгода, самим банкам средства предоставит ЦБ под 4% по недавно расширенной на 500 млрд рублей программе рефинансирования.
Освобождение от налогов не рассматривается – только отсрочка на те же полгода. Тем более нет речи об отмене НДС: его размер и так уменьшается с падением выручки, объяснил вице-премьер.
Отсрочку могут пролонгировать – банкротить бизнес через полгода власти не собираются.
Малый бизнес сможет платить только треть процентных платежей, а «если потока нет совсем», то капитализировать проценты в тело долга.
Форс-мажор для частной аренды власти объявлять не хотят, точнее, объявят «в предельном случае», потому что иначе «торговые центры завалятся». Но арендодателям рекомендовано прислушаться к просьбам бизнеса не поднимать ставки и не расторгать договоры аренды.
Путин поддержал продление моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса (сейчас действует до конца года), уплату налогов в рассрочку на год после отсрочки на полгода и возможное снижение налогов на имущество для бизнеса. Ни конкретных сроков, ни деталей этих предложений Путин не привел.
Путин
и предприниматель
На встрече с Путиным присутствовали десятки предпринимателей, но самым эмоциональным оказалось выступление основательницы сети кафе «Андерсон» Анастасии Татуловой. Мы решили привести его почти целиком.
«Я Анастасия Татулова, я предприниматель. Компании 10 лет, прошла три кризиса. Если две недели назад я была средним бизнесом, то сейчас я микробизнес», – начала свое выступление Татулова.
Но поговорить она хотела не о самом кризисе, а о том, как бизнес к нему пришел и что нужно делать прямо сейчас: «Я сейчас постараюсь без слез вас умолять, но на самом деле это трагедия, просто трагедия… Ужас ситуации в том, что у этих отраслей совершенно нет никакой подушки безопасности. Для бизнеса это абсурдно – приходить к власти и говорить «помогите»: предприниматель обязан иметь эту подушку – так правильно, это по-честному. Просто то, что происходило в последние годы с этими бизнесами, сделало так, что этой подушки вовсе нет».
Дальше Татулова попросила президента дать поручения правительству, чтобы оно выполнило обещания, которые «были нам даны, но до сих пор не выполнены». В частности, она попросила изменить налогообложение в общепите: «Мы облагаемся 20% НДС при входящем практически нулевом, то есть все эти деньги мы берем из собственного кармана – раньше это было 18%, теперь 20%». Проблема, по словам Татуловой, обсуждалась и в ФНС, и в Минэкономразвития, но решения нет: «Я все понимаю, но мы же не поднимемся, понимаете, почему нельзя принимать это потом? Это надо сделать срочно, сейчас, потому что мы находимся в ситуации, когда мы принимаем решения, нам сейчас обанкротиться или дальше побарахтаться».
Путин ответил, что против того, чтобы «увеличивать количество всяких исключений в налогообложении», выступает финансовый блок правительства. Кроме того, различными исключениями будут пользоваться не только добросовестные предприниматели, но и те, кто будет «ползать между исключениями», чтобы иметь конкурентные преимущества перед теми, «кто работает вчистую».
Татулову объяснение не устроило: «Эта риторика про то, что будут нечестные люди, которые будут этим пользоваться… у нас есть крайне, крайне эффективный механизм ФНС – ну пожалуйста, пусть они найдут тех, кто ползает, и что-то с ними сделают. Потому что сейчас под ударом находимся, к сожалению, мы, те, кто платит налоги, те, кого видно. Они [ФНС] не ходят к шашлычникам, не ходят к ИП, они ходят к тем, кого видно, а видно меня».
Также Татулова попросила, чтобы правительство оказало помощь пострадавшим отраслям целиком, а не только тем, кто относится к малому и среднему бизнесу (МСП). Ресторанная отрасль – «это просто отрасль, в которой [занято] много людей», объясняла она президенту. Сеть «Андерсон» не входит в реестр МСП, потому что в компании работают 2000 человек, и до нее «ваша помощь даже не дойдет», убеждала Татулова.
Она также призвала задействовать регуляторную гильотину не с 2021 года, а со следующего месяца: «Вы вот этих людей, которые говорят, что она заработает, вы командируйте их, отправьте ко мне на стажировочку. Я их возьму, поставлю и покажу, как работает их гильотина. Она не работает».
«В критической ситуации очень важна скорость. И риторика, которая звучит по отношению к нам… не надо обещать «будете сокращать людей – пришлем прокуратуру». Вы знаете, мне все равно, я вот это сделаю, ко мне – уголовная ответственность, вот это сделаю – уголовная ответственность, а здесь я банкрот», – сказала Татулова, призвав как можно скорее внедрить субсидирование зарплат.
«Будете сокращать, прокуратуру никто не пришлет, – успокаивал Путин. – […] но потом, когда надо будет, их набрать надо будет где-то, поэтому с этим здесь надо быть очень аккуратными».
Кроме того, Татулова предложила заменить обещания «отсрочки» уплаты налогов на налоговые каникулы: «Не говорите слово «отсрочка». Я понимаю, что вы под этим подразумеваете, что, возможно, вы потом реструктурируете. Бизнес сейчас так не услышит. Отсрочку заменить на слово «каникулы». Вам ФНС говорит, что вы получите другую налогооблагаемую базу, так я вам говорю, вы никакой не получите. Не с кого брать будет».
По ее словам, этот кризис – время пересборки. Отношения власти и бизнеса никогда не были легкими, констатировала она, «но, может быть, это тот момент, когда нам надо быть заодно просто – и вылезти вместе».
«Я так и хочу организовать нашу совместную работу», – ответил Путин. Но последнее слово президент, спешивший на видеосаммит G20, оставил за собой: «Какая разница, каникулы или отсрочка», – отметил он, но о пролонгации налоговых каникул обещал подумать.
«За счет бизнеса решают задачу с карантином»
Кто выиграет и проиграет
от антикризисных мер
Путина
Владимир Путин в своем телеобращении обнародовал новые антикризисные экономические планы и меры поддержки граждан и бизнеса. Деньги на них решено искать не в Фонде национального благосостояния и дивидендах госкомпаний, а внутри экономики. Часть этих мер реально помогут бизнесу, но среди них есть и запреты, которые нанесут удар по кошелькам предпринимателей и могут заставить их уйти в тень. Отдельный удар по бизнесу нанесут недельные каникулы, в ходе которых работодатели обязаны будут платить сотрудникам зарплату.
Источник: https://thebell.io
/ya-vsyo-ponimayu-
no-my-zhe-ne-podnimemsya-kak-predprinimatel-tatulova-otvetila-
putinu-za-ves-biznes/
«Налоги не отменяются, а переносятся»
О реакции на последние заявления Путина и о нерабочей неделе Би-би-си спросила у предпринимателей, которые не были на встрече с президентом.
Владимир Гуров, член совета директоров швейной фабрики «Большевичка»:
«В Британии есть решение, что 80% заработка будет платить государство, а не работодатели, им оставлены только 20%. Мне кажется, это более справедливо, чем у нас.
У нас определили каникулы и среднюю заработную плату, только не сказали, из каких средств оплачивать. Предполагается, что за счет собственных средств предприятия. Ну мы какое-то время это сможем делать, а у кого таких средств нету?
На фабрике работают около 300 человек, практически все уходят, остаются только сторожа, дежурные электрик, энергетик и управление фабрикой.
Экономим в первую очередь на подрядчиках. Свернули все инвестиционные работы. Отключили всех подрядчиков и прекратили все платежи. Прекратили платежи по аренде торговых площадок, с арендой вопрос тоже не решен.
Никакой поддержки для себя мы не видим абсолютно. Налоги не отменяются, а переносятся. Их все равно придется платить, но позже. Но если вы потеряли в выручке, то где вы возьмете деньги, чтобы оплатить отложенные налоги?
Если бы они сказали: вы не платите НДС, не платите налог на прибыль и самое главное – имущественные налоги, на имущество, на землю, – вот это была бы поддержка. А так какая поддержка? То, что рабочим дали выходной и обязали работодателя сохранить им зарплату?»
Святослав Рожков, владелец магазина-ателье мужских костюмов Levelsuit:
«Сейчас никакого решения нет, оно будет приниматься в ближайшие дни, но, как я понял, доставка невозможна. В любом случае – это же костюмы, и я не представляю, как их в таком случае можно передать. Я оставляю его у двери и отхожу на три метра? Это очень странно.
В Москве на неделю закроют рестораны, парки и магазины. Но не продуктовые.
Прием клиентов в ателье в данный момент не приостановлен. Сейчас мы работаем в обычном режиме, но, видимо, уйдем на карантин.
Это действительно очень большие потери, и тут проблема даже не в [нерабочей] неделе. Траты на рекламу идут постоянно. То есть если мы, например, отключаем рекламу сейчас, то это значит, что и после карантина к нам не сразу пойдут клиенты.
Сейчас начался самый сезон. Наибольший спрос на наши услуги – в период свадеб, выпускных. Поскольку это все отменено, то и сезона не будет в принципе. Выпускных нет, корпоративов нет, праздников нет, мероприятий нет, свадеб нет, ничего нет. Есть только костюмы для похорон и, прошу прощения, на трупы.
При этом мы окладовую часть зарплаты оставляем сотрудникам. Наш доход – это проценты с продаж, соответственно именно в полной мере я [потери для сотрудников] компенсировать не смогу, эта компенсация будет все равно смешной пропорционально ожидаемым доходам. Окладовая часть да, [сохранится], но все, что идет именно с выручки, с процентов от продаж, премии, основная часть зарплаты – конечно, нет».
Вадим Бух, гендиректор аудиоиздательства «Вимбо»:
«Те, кто может, будут работать на удаленке, но мы будем работать, скорее всего, в каком-то частичном варианте. Мы пока не можем прекратить свою деятельность, потому что людям же зарплату надо платить. И мы понимаем, что будет дальше – дальше будет только хуже, и там уже у нас не будет возможности совсем работать.
На следующей неделе [запись] частично будет. Для большинства актеров вообще нет такого понятия как «выходные дни». Сейчас, поскольку они остались фактически без работы, мы их поддерживаем, и они работают. Мы сейчас отрабатываем промежуточный вариант – когда у нас будут сидеть редакторы и дистанционно записывать, будет дежурный звукорежиссер. Но без присутствия актеров в студии все равно ничего не получится.
Мы так же, как весь малый и средний бизнес, пытаемся сейчас, я не знаю, пролезть в игольное ушко. С одной стороны, мы понимаем всю опасность для здоровья, какие люди попадают в какие категории и так далее. С другой стороны, мы понимаем, что через месяц-два этим же людям надо что-то есть. Им надо получать какую-то зарплату. То есть надо постараться бизнес не угробить. Вот мы сейчас пытаемся по лезвию этому пройти».
Источник: https://www.bbc.
com/russian/f
eatures-52008500