Полагаем, что данный законопроект содержит серьезные угрозы нарушения основополагающих конституционных прав граждан, в связи с чем может вынудить граждан (в том числе по религиозным убеждениям) выразить гражданское неповиновение исполнению антиконституционных норм данного законопроекта, продолжая жить и действовать в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации.
В частности, новым основанием для введения режима «повышенной готовности» является обстановка, сложившаяся в результате «распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих», которая может повлечь «человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности» ( ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из данной нормы законопроекта следует, что таким основанием может являться также любое заболевание, а не только коронавирус.
При этом законопроект не содержит критериев, подтвержденных надлежащим объективным заключением российских ученых, которым должно соответствовать данное заболевание для признания его опасным в режиме «повышенной готовности»,
В противном случае введение режима «повышенной готовности» не может быть определено по критериям «опасности для окружающих» и «причинения ущерба здоровью людей».
Кроме того, данным законопроектом Правительство наделено правом (1) ввести режим «повышенной готовности» на территории всей страны либо ее части (п. «а.1» ст. 10 ФЗ № 68-ФЗ) и (2) и установить «правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями» (п. «а.2» ст. 10 ФЗ № 68-ФЗ) в рамках указанного режима. Обязанность граждан соблюдать (не предусмотренные законопроектом!) «правила поведения», установленные на период «повышенной готовности» вводится абзацем 5 статьи 19 законопроекта и планируется ввести серьезные наказания для его нарушителей.
Между тем, конкретный перечень обязательств граждан и юридических лиц, которые они обязаны осуществлять в условиях режима «повышенной готовности» в законопроекте отсутствует.
Следовательно, данный законопроект предоставляет Правительству Российской Федерации и правительству регионов неограниченные полномочия по ограничению конституционных прав граждан. Например, ограничить право на свободу совести: запретить посещение религиозных учреждений, ограничить право на передвижение по городу, стране: запретить выход гражданам на улицу, в магазины; ввести обязательные меры контроля за передвижением граждан вплоть до тотального электронного контроля передвижений, местонахождения, в том числе технических средств связи; ограничить право на свободу митингов, собраний и шествий, пикетов, ограничить либо исключить обращение наличных денежных средств, и ввести обязательное ЧИПИРОВАНИЕ граждан под предлогом защитных мер. Все это может иметь место по решению Правительства в рамках режима «повышенной готовности».
Статья 3 Федерального Конституционного Закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» содержит нормы о режиме «чрезвычайного положения». Данный режим может быть введен в особо опасных ситуациях: «при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную (!) угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер».
В частности, к опасным ситуациям относятся «попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж», «чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ».
При этом данный Конституционный Закон предусматривает введение чрезвычайного положения исключительно Указом Президента Российской Федерации (ст. 4 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении») и содержит указание на конкретные права граждан, которые могут быть ограничены в период чрезвычайного положения (ст.ст. 11-15 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»). В частности, из положений статьи 11 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» следует ограничение права на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, ограничение права на проведение митингов, шествий, массовых мероприятий, ограничение движения транспортных средств и их досмотр.
В силу части 3 ст. 56 Конституции в условиях чрезвычайного положения «не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации». В частности, следующие права: «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ст. 24 Конституции РФ); «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28 Конституции РФ).
Следовательно, права граждан, включая право на свободу вероисповедания (в т..ч. право посещать храм и участвовать в богослужениях), право на отказ участвовать в цифровизации, ЧИПИРОВАНИИ ПРИ ВАКЦИНАЦИИ населения не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения (если в списке ограничений не будет запрета на свободу передвижения, обязательности вакцинации, электронной регистрации). Это к вопросу о попытках властей ряда регионов в настоящее время прямым текстом запретить посещение храмов прихожанами, а также установить для граждан специальный порядок пропусков, включающий обязательную цифровую идентификацию граждан путем автоматизированной обработки их персональных данных, с выдачей документа, содержащего символику, оскорбляющую чувства верующих (электронные документы с QR-кодом, штрих-кодом и др.).
Исходя из вышеизложенного, действующий Конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (не федеральный!) устанавливает исчерпывающий (и ясный для граждан) перечень допустимых ограничений прав граждан для чрезвычайного положения (более опасной ситуации, чем «режим повышенной готовности»), а Федеральный законопроект № 931192-7 позволяет Правительству ввести в режиме "повышенной готовности" абсолютно любые ограничении конституционных прав граждан, обязательные для исполнения., что недопустимо.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Однако, в законопроекте № 931192-7 не перечислены конкретные полномочия Правительства, связанные с ограничением конституционных прав граждан и их пределы, позволяющие осуществлять в установленном порядке контроль за их превышением.
Кроме того, в законопроекте не предусмотрены нормы, связанные с правом на защиту чести, достоинства и доброго имени граждан, пострадавших от эпидемии коронавируса или иного заболевания. При том, что в настоящее время могут иметь место случаи незаконного преследования граждан в условиях режима «повышенной готовности», неоправданного вмешательства в их частную жизнь, оскорбления их религиозных чувств, унижения достоинства, в том числе в публичном пространстве.
Законопроект не предусматривает также норм о надлежащей экономической защищенности тех категорий граждан, имеющих работу, которые вынуждены временно не работать в связи с режимом самоизоляции, что повлечет для многих граждан тяжелое материальное положение, лишение средств к существованию и, как следствие, массовый протест.
Наличие в законопроекте понятия о «волонтерах», готовых оказать гражданам помощь в условиях самоизоляции, без указания критериев, которым данные «волонтеры» должны соответствовать, не позволяет гарантировать гражданам сохранение их жизни, здоровья, неприкосновенность личности, сохранения собственности, жилища.
Считаем, что в целом законопроект № 931192-7 является антиконституционным, поскольку содержит вышеуказанные нормы, противоречащие Конституции Российской Федерации, применение которых может повлечь неоправданное вмешательство в частную жизнь граждан, причинить значительный ущерб их правам и свободам, повлечь человеческие жертвы и ущерб здоровью людей.
В Российской Федерации гарантируется что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст.2 Конституции РФ).
С учетом вышеизложенного, просим Вас как гаранта Конституции Российской Федерации не подписывать указанный закон и воспользоваться имеющимися у Вас полномочиями наложить вето на законопроект № 931192-7 до внесения в него поправок, которые установят (1) более четкое основание для введения режима повышенной готовности, а также (2) исчерпывающие перечень и адекватную меру возможных ограничений прав граждан, вводимых решением Правительства в рамках данного режима (3) защиту граждан от принуждения к цифровой идентификации, чипированию при вакцинации, отказа от своих убеждений, в том числе религиозных, от неоправданного вмешательства в частную жизнь, от оскорбления религиозных чувств, чести, достоинства и доброго имени.
Глава Союза «Христианское Возрождение» В.Н.Осипов
Зам. Главы «Союза «Христианское Возрождение» А.А.Коренев
Член Союза «Христианское Возрождение» И.Ю.Чепурная
Член Союза «Христианское Возрождение» Т.С.Лемешева
P.S. Направляем копии настоящего обращения в Совет Безопасности РФ, ФСБ РФ, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой довести его содержание до Президента России.