Когда приходит худое время

Многие из этих стран давно уже приняли жесткие меры: люди могут выходить из домов лишь на 1 час в сутки по особым документам. Около 70% предприятий закрыты. Такое положение длится на Апеннинах уже около месяца и напряжение в обществе достигло критического предела. В последние дни марта были зафиксированы попытки грабежа супермаркетов и продуктовых магазинов на юге страны, на острове Сицилия (газета «Коммерсант», 29.03). Власти и общественность встревожены случаем в Палермо, где группа мужчин, численностью 20 человек, ворвалась в магазин, набила тележки продуктами и стала прорываться через охрану с криками «Нам нужно есть!». В итальянском сегменте Интернета возникают группы, призывающие к грабежам богатых под лозунгами: «Заберем то, что забрали у нас!» Активизировалась мафия, которая тоже грозит грабежами и  находит все больше сторонников. Министр по делам южных регионов Пеппе Провенцано заявил газете «Ла Реппублика», что юг может взорваться и что для «сохранения демократии» нужно распространить «гарантированный доход».  «Гарантированный доход» или «безусловный базовый доход»  — это эксперимент, который уже несколько лет проводится в ряде европейских стран. Смысл его в том, что любой желающий, независимо от того зарегистрирован ли он как безработный, может рассчитывать на получение регулярной базовой выплаты от государства, которая позволит ему не умереть от голода. Мотивация такой практики простая: общество не может допустить, чтобы одни его члены жили и благоденствовали, а другие, являющиеся такими де гражданами, но попавшими в трудную жизненную ситуацию, погибали на глазах у всех.  Неолиберам, которые являются ярыми критиками гарантированного дохода, обычно возражают, что такая мера существовала еще в древности – в греческих полисах и в Римской республике и империи.  

Теперь, похоже от теоретических споров придется перейти к действиям. У простых граждан Италии, лишенных сбережений или потерявших свой мелкий бизнес, кончились деньги;  многие из них уже не могут купить себе продукты, доедая домашние запасы. Кроме того, сидение в четырех стенах, всеобщая атмосфера паники, слухи, будоражащие народ, довершают дело. А ведь правительство Италии выделяло 25 миллиардов евро на материальную помощь гражданам, предвидя такое развитие событий. Оказывается, этого недостаточно. Теперь неолиберам, любящим порассуждать о том, что «свободное развитие рынка требует жертв», предстоит понять: почему римские императоры, которые, как известно, большим милосердием не отличались,  бесплатно снабжали бедноту хлебом и деньгами. 

Вслед за Италией обстановка накаляется и в других странах. Во Франции зафиксированы случаи нападения на полицейских. Власти Испании ожидают событий, напоминающих сицилийские. 

2

В России ситуация, слава Богу, получше. Пока на улицах наших городов спокойно. Власти стремятся предпринимать необходимые меры (хоть и не без уклона в тотальное «запретительство»). Но ведь и строгие меры начались у нас позже. В целом экономисты дают неутешительные прогнозы. Газета РБК (РБК, 31 марта) сообщает, что согласно данным научно-технического центра «Перспектива», более двух третей россиян (63, 6%) вообще не имеют в банках никаких накоплений, «а большинству из тех, у кого они все-таки есть, хватит их в случае внезапной потери ежемесячных доходов … на полгода» (РБК, 31 марта). Лучше всего ситуация в Москве и Санкт-Петербурге, там большинство населения сможет прожить на свои «кровные» в среднем 83 дня. Количество людей, не имеющих личных депозитов, там менее 30%. Хуже всего, как отмечают социологи, положение на селе, где денежные сбережения имеются лишь у 47%.  Впрочем, здравый смысл подсказывает, что, возможно,  ситуация  городах все же чуть хуже, а на селе – чуть лучше. Ведь при опросе не учитывалось, что цены на продукты и лекарства будут расти (и уже растут, вопреки уверениям правительства). Для горожан (прежде всего жителей мегаполисов) это предельно болезненно, потому что они могут лишь купить все необходимое, тогда как у сельчан есть все же подсобные хозяйства (большинство горожан в малых и средних городах тоже имеют дачи, но в условиях строгой изоляции им туда из городских квартир не добраться).

Многие, вероятно, удивятся таким данным ученых. Как это возможно, что большинство россиян не имеют накоплений в банках, если совсем недавно, возражая президенту, экономисты заявляли, что более 55% наших вкладчиков имеют на счетах более 1 миллиона рублей? (об этом сказано в ежегодном отчёте «Мониторинг застрахованных вкладов в 2019 году», опубликованном в феврале). Записные защитники нашего нацлидера прямо взовьются от возмущения: половина россиян — миллионеры, пусть и «деревянные»! Либеральные экономисты просто запугивают население, ища политических дивидендов!  На самом деле перед нами тот случай, когда   люди не различают две разные вещи. Более 63% россиян, действительно не имеют сбережений в банках. А вот 55% из оставшихся 36 с лишним процентов россиян имеют на своих счетах  более 1 миллиона рублей. Причем, 10% вкладчиков имеют  на счету от 1 миллиона до 1, 4 миллиона, а более 12% — от 1, 4 миллиона до 3 миллионов рублей. То есть это не такие уж большие суммы, полученные от многолетних накоплений или от продажи родительских квартир. После падения цен на нефть, рубль настолько обесценился, что и эти 1-3 миллиона уже «похудели» в 3 раза и надолго ли их хватит при постоянном росте цен и обвале экономики?

Очень скоро и у нас наступят дни, когда многим нечем будет платить за квартиру, за доставку еды, за лекарства. Особенно это касается тех, кто работает на предприятиях малого бизнеса. Московские власти прогнозируют, что  в сфере услуг в Москве и области потеряют работу около 1 миллиона человек. Около 90% частных предприятий общепита не откроются после пандемии.

Есть у этой проблемы и национальный аспект. В Московской агломерации поживает от 2 до 3, 5 миллионов трудовых мигрантов из Средней Азии. Многие из них одномоментно потеряли работу и источники существования. Через месяц у них кончатся скудные сбережения на еду и аренду квартир (основную часть   денег они выслали на Родину), границы перекрыты и уехать в Среднюю Азию они не могут. А ведь это не нищие и больные пенсионеры, это здоровые сильные мужчины цветущего возраста. Глава межрегионального узбекского землячества «Ватандош» Усман Баратов уже предупредил власти, что это чревато социальным взрывом, посол Таджикистана Имаммутдин Сатторов попросил московские власти хотя бы не взымать плату за трудовые патенты. 

Уже сейчас, срочно нужны денежные выплаты, причем, как мы видим, не только гражданам России, но и мигрантам. Впрочем, если выплаты последним затруднены по причинам юридического порядка, то им нужна хотя бы помощь продовольствием.

Далее, у нас в России около 1 миллиона бездомных. Это жертвы превращения жилого фонда РСФСР в  предмет рыночной купли-продажи правительством Ельцина-Гайдара. Они тоже нуждаются в помощи продовольствием, лекарствами, в  медицинских услугах.

И речь не только о временных мерах. Даже если пандемию  удастся победить за несколько месяцев, экономический ущерб нанесен уже необратимый. На днях российская нефть продавалась не нефтяных рынках всего за 10 долларов.  И это не предел – были случаи, когда компании торговали  нефтью уже в ущерб себе, это называется «отрицательная цена». Ни о каких отчислениях в бюджет тут говорить не приходится.

Разорение предприятий малого и среднего бизнеса увеличит дефицит Пенсионного фонда.  Эксперты Института социальной политики при Высшей школе экономики предполагают, что из-за коронавируса ПФР потеряет до 2, 3 триллионов рублей, ведь из зарплат тех работников, которые потеряют и уже потеряли места, исправно отчислялись проценты в ПФ. Даже неолиберальные эксперты признаются, что коль скоро пенсии будут выплачиваться   за счет бюджетных дотаций, то легче отказаться от системы пенсионного страхования с ее громоздким бюрократическим аппаратом и вернуться к «социалистическим пенсиям из бюджета».

В общем нас ждут тяжелые времена.

Другие материалы номера