О том, что им пора присматривать себе новую работу, еще в начале марта сообщили работникам шахты «Алексиевская» – там «лишними» оказались порядка 350 человек – половина всех работников шахты. Сотрудники утверждают, что сокращения уже начались, и, скорее всего, шахту законсервируют, оставив только тех немногих, кто обеспечивает вентиляцию и откачку воды?. На шахте «Заречная» и шахтоучастке «Октябрьский» работников предупредили об увольнении, которое ожидается уже в апреле. При этом руководство шахт до сих пор не рассчиталось с ними за декабрь, и денег на предприятии нет. По информации профсоюзной газеты «Солидарность», власти при этом заявляют, что в банкротстве шахт виновато их руководство, а сейчас в проблеме начали обвинять пандемию.
Однако кризис в угольной промышленности региона разразился еще задолго до эпидемии коронавируса и очередного обвала рубля: с декабря, а у некоторых шахтеров даже с апреля 2019 годасократилось число смен, некоторые и вовсе сидели дома, официально не числясь безработными, еще до того, как к ним присоединилась вся страна. В результате на сегодняшний день тысячи кузбасских шахтёров и их семей оказались в крайне затруднительном материалом положении – получавшие чёрные зарплаты сидели без работы, но уволиться не могли, так как в этом случае рисковали не увидеть денег, которые им задолжали работодатели. По информации активистов, только у одного из предприятий есть долг перед 2 400 рабочими в 90 миллионов рублей! А помимо этогосуществует еще и долг перед кредиторами в размере 46 миллиардов рублей. Из опубликованной отчетности очевидно, что продажа предприятия на торгах не покроет даже десятой части задолженности.
Характерной особенностью в течение долгоговремени являлась практически полная тишина со стороны терпящих притеснения горняков – редкие вопросы с «левых» страниц в местных группах соцсетей – максимум того, что себе позволяли: уровень безработицы и без того настолько высок, что боялись не то, что открыто протестовать, но даже вслух обсуждать эту проблему. Помимо опасения за свое место многие остерегались, чтобыиз-за их откровенности не потеряли работу и их родственники, особенно занятые в бюджетной сфере. Лишь в последнее время, когда увольнениестало уже не туманной перспективой, а грознойочевидностью, шахтеры поняли, что терять им, по сути, уже нечего:
— Конечно, этого стоило ожидать! Люди, боритесь до конца, не увольняйтесь сами, ждите, терпите, чтобы получить компенсацию, сейчас вас будут душить по всем фронтам! Хотя, если дело получило огласку, может и выплатят всё, как положено, — призывают кандидаты на увольнение друг друга в соцсетях.
Коллективы трех шахт-банкротов пошли еще дальше и обратились с просьбой о спасении предприятий к Владимиру Путину: «До начала марта этого года с угольного склада шахты «Заречной» в сутки отгружалось не менее сотни вагонов топлива. Уголь убывал со склада как будто в никуда; в период с ноября 2019 года погашение задолженности по заработной плате ни разу не происходило из средств, полученных от продажи топлива… При этом, когда погасят накопленную задолженность по заработным платам, выплатят расчетные и положенные при сокращении компенсации, нам не сообщают. Руководство констатирует – денег нет, хотя уголь отгружается ежедневно», – говорится в тексте обращения. –«Мы понимаем, что на наших предприятиях уже идет конкурсное производство, что шахты уже обанкрочены. Но мы просим помощи федеральных властей и Вашего личного участия, чтобы сохранить шахты, сохранить рабочие места и трудовые коллективы. Наш труд нелегкий, но мы хотим работать. Не каждый пойдет под землю, в холод, темень, в горизонты минус 400-500 метров, с постоянными угрозами, что в штрек может рвануть метан, хлынуть подземный поток или произойти обвал горных пород, но мы готовы к этому. Мы готовы к тяжелым условиям труда и опасностям, только просим сохранить наши предприятия. Многие из нас отработали на шахтах по 15-25 лет, мы сроднились, срослись с шахтами в единое целое».
На сегодняшний день работы в угольной промышленности практически нет:
– Мы простояли весь январь, точнее, с конца декабря по 23 января. Людей вынуждали брать отпуска за свой счёт или увольняться. Стояли по вине работодателя, в таких случаях по закону должны оплачивать две трети, но нам ничего не заплатили. В моей организации не работали пятьдесят человек. Почти полностью остановился и весь разрез «Сибэнергоуголь». Рабочие вынуждены ходить на породовыборку: по ленте идёт уголь, и они выбирают породу, складывают в кучки. Занимаются не тем, чем должны, не за ту плату и без официального перевода на другую работу. Это незаконно. Работают «вслепую», полагаясь только на слово работодателя, обещающего заплатить. Им открыто говорят: «Увольняйтесь, сокращать вас никто не будет», – поделился с журналистами работник организации «Промсервис», обслуживающей разрезы.
При этом сами шахтеры рассказывают, что у руководства есть отработанная схема для «избавления» от тех, кто откажется писать заявления по собственному: «строптивцы» простоне пройдут очередную медкомиссию или внезапно завалятся на экзаменах по охране труда и электробезопасности.
Не стоит думать, что страдают от ситуациитолько те, кто непосредственно спускается в забой: без работы и без денег сидят и работники смежных специальностей: уже сейчас вынуждены продаватьличные автомобили, чтобы содержать семью и рассчитаться с долгами, водители карьерных самосвалов.
− Ситуации разные. Есть люди с тремя детьми и большими долгами. Кто-то взял в ипотеку квартиру…Я думаю, что люди будут не в состоянии платить по кредитам. Друзья говорят: «Не будет денег – не будем платить. Будем кормить детей».
Некоторые, отчаявшись ждать у моря погоды, плюнули на деньги, которые им задолжали работодатели, и ушли искать счастья в другом месте – в основном, вахтовым методом. Однако просто так и туда не попадешь, устраиваться на вахту надо через знакомых, которые там уже были, иначе можно отработать, а потом еще и просить у родственников денег на обратную дорогу:рискнувшие рассказывают, что обманывают с расчетом буквально каждого третьего вахтовика.
На днях в Telegram-канале «Цивилев. Live» появилась запись от замгубернатора по промышленности Андрея Панова, который, отметив, что «далеко не все игроки угольного рынка, работающие в Кузбассе, применяют правильные бизнес-решения», пообещалзадействовать часть увольняемых работников на консервации шахт, а остальным предложить новые вакансии или переобучение. Складывается ощущение, что не осознают, что в короткие сроки трудоустроить такую армию безработных не получится, все, но только не местныечиновники.
«Приезжайте к нам, мы покажем Вам наши шахты, покажем, как живут наши семьи. Ведь после того, как шахты законсервируют, многое из этого просто перестанет существовать», — такими словами завершают обращение к президенту трудовые коллективы шахт-банкротов. Под письмом поставили свои подписи уже более тысячи кузбасцев. Жители активно выражают солидарность горнякам, понимая, что закрытие градообразующих предприятий выльется в обнищание и беспредел на улицах, за которыми неминуемо последует социальный взрыв.