— Изменения в Налоговый кодекс касаются уменьшения количества проверок на предпринимательство. Но, что это даст? Если это честный предприниматель, у него качественная продукция, и он платит налоги, так ему проверки не страшны. А предприниматели, которые не платят налоги, травят людей некачественной продукцией, — разве можно их освобождать от проверок?
Предлагаются так называемые налоговые каникулы. А по сути дела это отсрочка от выплаты налогов. К чему это приведёт? Сегодня очень важно поддержать малый и средний бизнес. Это рабочие места, это люди, это товары, которые они выпускают. Если разорится малый-средний бизнес, люди окажутся выброшенными за борт.
Что нужно сделать, чтобы минимизировать риски для малого-среднего бизнеса? Укрепить их производство, деятельность. А как это сделать, если из-за пандемии они вынуждены закрываться, уходить на карантин, терять доход, не иметь средств на зарплату. Малым-средним предприятиям не на что покупать сырьё для изготовления своей продукции. У них нет денег. Получается замкнутый круг, который правительство разорвать не смогло.
Принятые меры – чисто декоративные, они не решают проблем, которые испытывает малый и средний бизнес. Что происходит? Потребительского спроса нет, средства не поступают, налоги платить не из чего. Всё указывает на то, что надо отменить налоги. Но, правительство всего лишь даёт отсрочку — налоговые «каникулы».
А что будет, когда придёт время платежей текущих и отсроченных налогов? Тогда это будет сильнейший удар по малому и среднему бизнесу, и может его добить окончательно. Вот, какая «добрая» мера от правительства.
Теперь о Бюджетном кодексе.
Мы рассчитывали, что в результате падения цены на нефть и снижения курса рубля, часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) пойдёт на поддержание рубля. Мы надеялись, что в бюджет поступят дополнительные 2 трлн. рублей, полученных на разнице курсов валют. Но, в правительстве всё решили иначе. Дополнительные 2 трлн. рублей кладёт в ФНБ, хотя там и так уже 12 трлн. рублей, сравнимо с бюджетом этого года в 13 трлн. рублей. «Подушка безопасности» превратилась в параллельный бюджет. Кого она греет?
Наши региональные и местные бюджеты дефицитны. За счёт чего им сегодня бороться с коронавирусной инфекцией? Нужны средства для обеспечения гражданам лечения, обучения в школах, детских садах. Но, за счёт чего регионам исполнять эти полномочия?
Правительство прямой помощи не оказывает. Изменениями в Бюджетный кодекс просто снижает планку, ограничивавшую объём кредитов для покрытия регионами бюджетного дефицита. В итоге совокупная задолженность региональных и местных бюджетов уже превысила 2 трлн. рублей. Когда и как её покрывать, никто не знает. Снимая ограничитель, правительство говорит: берите и дальше коммерческие кредиты, но исполняйте полномочия по борьбе с коронавирусной инфекцией. История межбюджетных отношений показывает, что кредитные долги никогда не будут компенсированы регионам и муниципалитетам.
Всё, чем помог федеральный бюджет регионам, — выделил 33,5 млрд. рублей на всю РФ для увеличения в больницах койко-мест заболевшим COVID-19, — и всё. А людям нужны элементарные средства защиты от вируса – маски, антисептики. В регионах нет даже этого. В аптеках если и появляются, то стоят втридорога. Но, даже очень дорогих средств защиты не хватает…
А нам с телеэкранов говорят, что власть думает о людях. О каких, хотелось бы спросить? Тех, заокеанских, которым отправляют медицинские средства в качестве гуманитарной помощи? А, может, сначала стоило бы своих граждан снабдить всем необходимым для защиты от вируса?
Нет. Наше руководство мудрит, изобретая какие-то полумеры, направленные на то, чтобы выжать последние соки из регионов, муниципалитетов и из простого человека. В Москве — это одно, а в провинции – совсем другое. В провинции люди будут страдать, не получая ни защиты, ни лечения от COVID-19. Полумеры ничего не решают. Это — политическая импотенция. Неспособна наша власть так решать, как в КНР.
В обращении президента была озвучена мера об обложении налогом процентов по вкладам, и в один миг такая поправка в Налоговый кодекс была принята Госдумой. Что получили люди? Двойное налогообложение процентного дохода с вкладов, превышающих 1 млн. рублей. Годовой процентный доход с таких вкладов — 4,5%, сумма может составлять свыше 65 тыс. рублей, и она будет теперь облагаться 13%-ым налогом. Захотел человек скопить на квартиру или на учёбу детям, а тут его и подстерегли правительственные мытари, отжали 13% с процентного дохода после того, как с вложенных средств подоходный налог уже был взят. Теперь ещё раз взяли, с процентов.
Придумали категорию самозанятых. Это фактически безработные, которые сами себя трудоустроили, придумали, как зарабатывать. А власть – тут как тут, потребовала с них налог: с физических лиц — 4%, с юридических – 6%. По 2,5% из этих налогов отправляется в социальные фонды, остальное идёт в регионы, там очень обрадовались, что немножко что-то капнет в их полупустые бюджеты. Сначала самозанятых выявляли «экспериментально» в пяти субъектах РФ, с этого года – по всей РФ самозанятые берутся на учёт, чтобы из них выжимать налоги. Даже называется цифра – 17 млн. самозанятых. На их примере мы видим, как правительство, ничего не делая для расширения производства, которое давало бы реальные доходы и работу людям, выискивает, у кого бы ещё из народных масс изъять трудом заработанную копейку. В этом суть проводимой в РФ политики. И её закрепляет принимаемыми законами думское большинство – «Единая Россия».
Заседание Госдумы, на котором принимались правительственные антивирусные законы, — я бы назвала примером антипарламентаризма. Рассматривались ключевые законы, которые сегодня беспокоят всех граждан. Только на их обсуждение в палату ни премьер-министр не пришёл, ни министр финансов, ни министр экономики. Почему? Им безразлично, как будет страна выживать в это чудовищный рукотворный кризис? У нас были к ним вопросы. Но, нам вообще на этом заседании не дали ни вопросы задавать, ни законопроекты обсуждать. Единороссы провели его в пожарном темпе. Мы сидели в роли простых статистов, которым полагалось только кнопки нажимать, не обсуждая законов. Они были очень сырые. Их даже комитеты не успели толком обсудить. Поправки вносились с голоса, их объявляли с трибуны, а до этого никто их не читал, даже не видел.
Такое отношение Госдумы к законам, по которым жить и работать всей стране, к законотворчеству, не может быть оправдано никакой спешкой, тем более в это напряжённое время. Мы должны взвешивать каждую меру, что она принесёт нашему обездоленному населению. А от законотворчества с кондачка ничего хорошего не получится.
Записала
Галина ПЛАТОВА