В Америке без долгих проволочек в марте были приняты решения о выделении помощи на общую сумму 6 триллионов долларов. Это примерно 30% по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны. Из них 4 триллиона должны сойти с «печатного станка» Федерального резерва, а еще 2 триллиона будут предоставлены американским Минфином. И это, как говорится, «еще не вечер». Американские власти уверили, что, если этого не хватит, будут подбрасывать новые миллиарды и триллионы.
А что в России? Изначально антикризисный фонд правительства составлял 300 млрд. рублей, или 0,27% ВВП и был едва ли не самым скромным в мире в сравнении с размером экономики. Наконец, 1 апреля глава премьер-министр Михаил Мишустин объявил о его увеличении почти в 5 раз — до 1,4 триллиона рублей, что эквивалентно примерно 1,3% ВВП. Как сказал премьер, такую сумму Минфин России зарезервирует на поддержку экономики в условиях пандемии.
Конечно, на фоне денежной суммы американского Минфина, эквивалентной 10% ВВП, мы все равно выглядим бледно. Но все-таки уже не последние в мире. Впрочем, важны не только абсолютные масштабы государственной финансовой поддержки, но и способы самой поддержки экономики и населения.
Значительная часть поддержки экономики и населения в России выражается в так называемых «каникулах», т.е. отсрочках выполнения обязательств «физиков» и «юриков» по налогам и кредитам. Но если «физики» в отведенный на время «каникул» период будут безработными, а «юрики» остановят свой бизнес, то возникает резонный вопрос: чем они будут покрывать свои обязательства по завершении «каникул»? Эксперты совершенно справедливо назвали «каникулы» «отсроченным банкротством». И власти заблаговременно пошли навстречу «физикам», разрешив при небольших суммах непогашенных долгов «упрощенные процедуры» банкротств граждан. В народе это уже назвали «упрощенной утилизацией». Трогательная забота о народе!
Все прекрасно понимают, что народу и бизнесу нужны не «каникулы», а полные списания долгов по кредитам и отмена или снижение налогов. Полное списание долгов по кредитам банкам не обсуждается вообще, ибо это спровоцирует грандиозный обвал всей банковской системы страны. Нам, конечно, надо уходить от банковского ростовщичества, которое складывалось в стране на протяжении трех десятилетий.
Но, наверное, это надо делать путем проведения специальной полномасштабной реформы банковской системы. И не сейчас, а когда осядет пыль вирусно-экономического кризиса. А сейчас, наверное, следовало бы, не ломая ранее установленные «правила игры», помочь должникам по кредитам погасить свои обязательства перед банками.
И тут не последнюю роль могли бы сыграть отмены или снижения налогов для «физиков» и «юриков». Если не навсегда, то, по крайней мере, на время действия вирусно-экономического кризиса (минимальное время действия эксперты оценивают в полгода).
Увы, эта мера не принимается правительством. Более того, как заметили эксперты, Россия оказалась единственной в мире страной, где в ходе вирусно-экономического кризиса было принято решение о повышении налогов. Имеется в виду введение налога на доходы физиков по банковским депозитам и инвестициям в ценные долговые бумаги, предложенное президентом В. Путиным в его обращении к народу от 25 марта.
И это на фоне рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о снижении налоговых платежей на время вирусно-экономического кризиса. И некоторые страны уже реализовали эти рекомендации. В только что обнародованном обзоре международной компании PricewaterhouseCoopers отмечается, что власти Китая, Малайзии, Греции снизили налог на добавленную стоимость (НДС), а также отраслевые и социальные налоги для отдельных отраслей. Кипр снизил на два месяца ставку НДС с 19% до 17%, а Нидерланды — ставку налога на прибыль для тех компаний, которые получат прибыль ниже запланированной.
Как малостоящую подачку бизнес воспринял принятый Думой 31 марта закон, по которому правительство может вводить налоговые послабления для бизнеса на время пандемии. Речь идет о приостановке налоговых проверок и продлении срока подачи деклараций отчетности, а также сроков принятия решений о взыскании налогов и сборов. Кроме того, предусмотрена возможность вводить новые основания для отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов. Но все это не снижение или отмена налогов, а лишь упрощения бюрократических процедур и отсрочки. Скорее всего, отсрочки банкротств.
Суммы помощи, которые обнародованы правительством, как отмечают эксперты, это преимущественно не «живые» деньги, которые предоставляются государством в виде субсидий или беспроцентных кредитов, отложенные на время «каникул» платежи налогов. А нужны именно субсидии, беспроцентные кредиты или, по крайней мере, гарантии, под которые можно было бы получить частные кредиты.
Только что обнародованы оценки возможных потерь экономики, сделанные Центром краткосрочного анализа и прогнозирования. В расчете на год они могут составить 18 триллионов рублей, что эквивалентно примерно 20% ВВП. Если говорить честно, то для недопущения такого провала экономики государству надо оказать помощь в объемах, примерно сопоставимых с оценкой возможных потерь. Часть помощи должна быть прямой (субсидии, кредиты, гарантии под кредиты), другая косвенной (снижение налоговых платежей и социальных отчислений, списания долгов перед государством, отсрочки в налогах и иных платежах в государственную казну).
Отмены (хотя бы на время) некоторых налогов могут дать суммы помощи, измеряемые сотнями миллиардами и даже триллионами рублей. Для бизнеса это сейчас самое приоритетное направление борьбы за свое выживание.
В конце марта были проведены интенсивные консультации ряда компаний с Минпромторгом. В результате родилось согласованное предложение по спасению бизнеса, которое за подписью министра Мантурова было направлено премьеру. В нем, в частности, говорится: «В отношении всех сегментов бизнеса — и малого несетевого, и сетевого, и обслуживающего потребительский рынок: производство потребительских товаров, общественное питание, опт, розница, услуги, торговая недвижимость, логистика — склады, логистические центры, пункты выдачи заказов, транспорт, инфраструктура доставки до потребителя, гостиницы и отели (далее — сектора экономики), принять на четко установленный период (с 28 марта 2020 г. по 28 сентября 2020 г.) комплекс мер по сохранению бизнеса».
Итак, это план срочных действий по спасению бизнеса сроком на полгода. Наверное, наиболее значимыми пунктами плана являются предложения по налогам. Во-первых, об отмене начисления НДС для указанных секторов на полгода, а по ранее возникшему НДС установить отсрочку на шесть месяцев от установленной даты платежа. Во-вторых, об отмене начисления налога на прибыль за указанный период, а по ранее возникшему налогу на прибыль установить отсрочку на шесть месяцев от установленной даты платежа. Также предлагается отложить запланированное ранее введение экологических и утилизационных сборов. Много и других здравых идей в бумаге, адресованной в правительство, но, увы, никаких комментариев и реакций на отправленные неделю назад предложения Минпромторга и стоящего за ним предпринимательского сообщества я не заметил.
Бизнес пытается достучаться до власти, используя любые каналы. В том числе союзы предпринимателей, которые, если честно сказать, в последние годы «спали» и интересов бизнеса по-настоящему не отстаивали. Но, кажется, период спячки заканчивается.
В пятницу 3 апреля президенту и в правительство было направлено письмо, подписанное представителями 20 союзов и ассоциаций поставщиков и продавцов, среди которых лидеры совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по развитию потребительского рынка, Межотраслевого экспертного совета, Союза потребителей России, Ассоциации компаний розничной торговли, Союза независимых сетей России, Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники и ряда других бизнес-объединений.
Что удивительно, предприниматели не клянчат деньги для себя. Бизнес-объединения, подписавшие письмо, призывают российские власти выделить 3 триллиона рублей в виде пособий безработным, многодетным семьям и пенсионерам для поддержки рухнувшего потребительского спроса. По мнению подписантов письма, уже выделенных для поддержки граждан средств, недостаточно, чтобы поддержать спрос на внутреннем рынке на минимальном уровне.
По мнению, экспертов, ежегодный товарооборот в стране составляет порядка 30 трлн. рублей в год. Для того, чтобы оживить резко ушедший на дно спрос, потребуется порядка 10% от этой суммы, т.е. порядка 3 трлн. руб. В России сегодня насчитывается около 46 млн. пенсионеров, 1,5 млн. многодетных семей и 700 тысяч официально зарегистрированных безработных. Если все посчитать, то на 2020 году при распределении указанных трех триллионов на каждую нуждающуюся семью придется порядка 62 тыс. рублей, или по 7 тыс. рублей на оставшиеся девять месяцев этого года.
Чем-то это предложение напоминает ту меру, которую в марте обнародовал президент США Дональд Трамп и министр финансов Стивен Мнучин. Их инициатива заключается в том, чтобы раздать людям напрямую без всяких предварительных условий наличные деньги — по 1200 долларов в расчете на взрослого человека и по 500 долларов в расчете на ребенка. На стандартную семью из родителей и двух детей получается 3400 долларов. Всего на это из американской казны выделяется один триллион долларов.
Власти Америки справедливо полагают, что такой мерой они убьют двух зайцев: во-первых, не допустят, чтобы люди во время карантина и разных вынужденных «каникул» голодали; во-вторых, подпитают платежеспособный спрос, который позволит поддержать американских товаропроизводителей. В этой схеме интересы бизнеса и населения неотделимы друг от друга.
2 апреля президент в своем втором обращении к народу по вопросу коронавируса продлил «каникулы» до начала мая. При этом он сказал, что работники будут находится в вынужденном отпуске «с сохранением зарплат». Это уже успело вызвать бурную реакцию со стороны бизнеса. Потому что платить зарплату многим работодателям не из чего. Поэтому уже вчера те же союзы предпринимателей собрались и стали готовить свои письма «наверх». То ли это челобитные, то ли ультиматумы, пока понять трудно. Но идея во всех готовящихся обращениях одна: если государство настаивает на «сохранении зарплат», то пусть их и платит.
Сразу же после вчерашнего обращения президента глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин предложил властям временно отменить все обязательные выплаты (налогов, арендной платы) и компенсировать часть заработных плат сотрудникам частных компаний для поддержки малых и средних предприятий (МСП) в связи с продлением нерабочих дней из-за эпидемии коронавируса.
Очень отрадно, что, наконец-то союзы предпринимателей в России просыпаются. И при этом выдвигают к власти такие требования, которые учитывают интересы и бизнеса, и народа. Наконец-то возникло ощущение того, что народ и бизнес (не крупные корпорации, конечно, а малые и средние компании) находятся в «одной лодке». Эту возникшую тенденцию к консолидации малого бизнеса и народа можно и нужно использовать не только для того, чтобы пережить вирусно-экономический кризис, но и для того, чтобы приступить к возрождению суверенной и сильной России.