РАЗВИТИЕ МАНИИ ВЕЛИЧИЯ

Еще в 2009 году «Советская Россия» опубликовала мой очерк о Китае – к 60-летию КНР. В июне 1991 года в газете был мой очерк о Ельцине и его первой президентской кампании. Я публикую свои очерки у вас раз в 10 лет, но всегда был вашим подписчиком. 
На этот раз я посылаю Вам материал об Алексее Кудрине, который считается едва ли не главной фигурой среди «системных либералов» и возглавляет Центр стратегических разработок при президенте. Именно Кудрина считают и главным инициатором новой пенсионной реформы. Совсем недавно был опубликован обширный документ, сочиненный лично А. Кудриным, и этот документ ясно свидетельствует о полной неадекватности его автора. 
Самые лучшие пожелания! 
Рой МЕДВЕДЕВ 

P.S. Мне уже 93 года, и я могу писать только от руки.

 

В «Российской газете» 6.08.2018 был опубликован претенциозный, но вздорный документ под названием «Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018–2024 годы». Но этот документ свидетельствует не только о планах безмерного расширения полномочий Счетной палаты, которую Алексей Кудрин хотел бы поставить над всеми органами управления в стране. В гораздо большей степени этот документ свидетельствует об опасном развитии мании величия у самого автора. 
Редакция «Российской газеты» опубликовала документ под издевательским заголовком «Так считает Кудрин». Сама редакция отмечает в комментарии, что это «необычный документ, скорее, похожий на памфлет, чем на чиновничий план действий». 
Но это и не памфлет. Всякий памфлет должен быть ясным и понятным. Кудринский изложен заумно и непонятно – в нем нет никакой логики и ясных определений, а многие определения просто бессмысленны. 
Наша Конституция (ст. 101) четко определяет задачу и функцию Счетной палаты – она образуется Советом Федерации и Государственной думой «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета». 
Однако А. Кудрин переиначивает это положение Конституции и заявляет, что главной задачей Счетной палаты является «борьба за справедливость государственного управления». Но понятие «справедливость» – это не юридический, а философско-политический термин, и он имеет очень много различных толкований. Алексей Кудрин дает свое определение: «Справедливость как высшая точка эффективности». Но и «эффективность» – это не юридический термин. И каждый может понимать его по-разному. 
Документ, составленный А. Кудриным и утвержденный коллегией Счетной палаты, публикуется под названием «Стратегия развития…» Но это название не соответствует его содержанию и маскирует подлинную цель автора. На самом деле речь идет не о стратегии развития, а о планах безмерного расширения полномочий и ответственности Счетной палаты. Нам предлагают некий новый закон, но принятый не Государственной думой, а коллегией Счетной палаты, которая законодательных полномочий не имеет. 
В развитие Конституции в России был принят и Федеральный конституционный закон «О деятельности Счетной палаты». Этот закон возлагает на Счетную палату и некоторые новые важные функции – следить за состоянием государственного внешнего и внутреннего долга, за внебюджетными фондами, за банковской системой, включая и Банк России, и др. Однако везде речь идет о финансах и финансовом контроле. Но именно это не удовлетворяет А. Кудрина, и он заявляет претензию следить за всеми сферами государственного управления и со всех точек зрения. Судите сами. 
Первый раздел «Стратегии» имеет заголовок: «Основы деятельности». Здесь просто перечисляются те документы, законы и декларации, на которых должна строиться работа Счетной палаты России. 
Главный раздел «Стратегии» имеет весьма необычный заголовок: «Миссия Счетной палаты» и подзаголовок: «Видение». 
Но «миссия» – это, скорее, религиозный термин. Мы можем говорить о «миссии Церкви», о «миссии государства». Для Счетной палаты этот высокопарный стиль явно не подходит. Слова о «миссии» Счетной палаты А. Кудрин выделяет курсивом. Она состоит в следующем: «Содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека». И ни слова о бюджете и финансах. В дальнейшем изложении слово «финансы» заменяется словом «ресурсы», что совсем не одно и то же. 
В чем же состоит миссия Счетной палаты, и каково на этот счет мнение А. Кудрина? Эта миссия имеет несколько составляющих. Счетная палата – это «борец за справедливость», «гарант прозрачности», «стратегический партнер», «центр компетенций» и «ответственный работодатель». Пояснения на этот счет трудно комментировать. 
Оказывается, Счетная палата – стратегический партнер власти и государства, общественных организаций. Но что такое быть партнером власти? Этот термин взят уже не из сферы философии или религии, а из сферы бизнеса. А каких компетенций Счетная палата может быть центром, кроме финансового аудита? Оказывается, еще и компетенций в сфере «системного развития передовых методов и технологий государственного управления». Откуда у этого не самого заметного органа контроля такие возможности и претензии? 
После раздела о «миссии Счетной палаты» идет раздел о ее стратегической цели и задачах. Этих задач четыре. Вот главная из них: «Содействовать формированию стратегического видения руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны». Вы поняли в этих пустых фразах что-нибудь? Я ничего не понял. Столь же туманно изложены и другие задачи Счетной палаты. Вот задача №3. «Укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений». И почему за всем этим должна следить Счетная палата? А что такое «развитие среды добросовестности» – это задача №4. Речь идет, оказывается, о борьбе с коррупцией. У Кудрина это не тяжелое преступление и не страшное зло, а просто недобросовестность. 
Кроме главных задач Счетной палаты есть еще и «Приоритетные направления развития для решения задач». Но и эти «направления» излагаются как задачи: №1, №2, №3, №4. При этом каждая из этих задач включает в себя по четыре «подзадачи». Это схоластика, в которой трудно разобраться. Так, например, подзадача 3 в составе задачи 1 вменяет в обязанность Счетной палате «независимый мониторинг показателей национальных целей». Именно так: не государственных финансов, а государственных целей. Приоритетная задача №2 включает в себя «…соотнесение национальных целей, целей ведомств и документов стратегического целеполагания с их ресурсным обеспечением, совершенствованием методов формирования, управления реализацией госпрограмм» и т.д. Я всю эту бредовую фразу не буду приводить полностью. А между тем сам А. Кудрин заявляет в своем комментарии, что он хотел избежать сухого канцелярского языка, чтобы цели и задачи Счетной палаты были ясны каждому. 
Кроме приоритетных направлений для решения задач есть еще и «Общественные направления развития Счетной палаты». Только здесь и говорится об аудите, но многое и тут непонятно. Что, например, это за направление: «2.3. Создание внутренней системы управления знаниями для выявления и распространения лучших практик аудита». Последний раздел «Стратегии» – «Механизмы реализации Стратегии» – изложен также крайне усложненными и далекими от ясности выражениями. Как понимать такие выражения и фразы: «модели и профили компетентности», или «методологическое развитие с опорой на аналитические функции»? А что такое «синхронизация проектов между собой в части их технологического увязывания и ресурсного обеспечения»? 
Не буду дальше цитировать, чтобы вконец не утомить читателя. Не понимаю только, как могли коллеги-аудиторы принять такой документ, который по большому счету должен стать предметом рассмотрения не юриста или экономиста, а психиатра. Типичный синдром «вязкости мышления». 

Другие материалы номера

Приложение к номеру