Впрочем, как теперь можно признать, событие произошло. Не эпохальное, однако важнейшее. Владимир Путин не оставил иллюзий даже самым верным своим приверженцам. Он – стопроцентный «либерал-рыночник», действующий в интересах узкой группы олигархов. Ни на какие «левые повороты» и «социальное государство» рассчитывать при его правлении не приходится.
В обращении Путин целиком и полностью поддержал «реформу». Он открыто признал, что обсуждал и готовил ее долгие годы. Так что все недавние уверения президентского пресс-секретаря Пескова, что глава государства-де не имеет к законопроекту никакого отношения, абсолютно не соответствуют действительности.
Остальное – малоубедительные самооправдания: мол, говорил, что при моем президентстве пенсионный возраст не повысят, но с тех пор ситуация изменилась. Или неловкие «опровержения» предлагаемых оппозицией мер, реализация которых позволила бы не повышать пенсионный возраст.
Что касается все-таки предложенных «послаблений», они делятся на три группы: 1) мизерные (и всё равно ухудшающие положение граждан), 2) неосуществимые, 3) вредные.
Президентские обращения к народу обычно делаются по значимым для общества поводам – радостным или трагическим: или заявляется о выдающихся свершениях, или звучат призывы объединиться перед общей угрозой. На сей раз поздравлять россиян явно не с чем. А разработанный под его собственным руководством законопроект президент вряд ли считает угрозой, сравнимой с войной или масштабным терактом.
Почему же такое обращение вообще понадобилось, тем более до второго чтения еще три недели?
Между тем Владимир Путин глухо молчал целый месяц после официального объявления о «правительственной инициативе», вызвавшей шок и возмущение граждан. Впервые – весьма обтекаемо – он высказался лишь после того, как единороссовское большинство в Госдуме проголосовало «за». Состоявшиеся на прошлой неделе так называемые «парламентские слушания» были превращены в имитацию обсуждения. Представители власти, не прореагировав на многочисленные доводы оппозиции, профсоюзов, рядовых граждан, продолжали продавливать грабительскую «реформу». Ее противникам слово предоставили по минимуму, а в официозных СМИ их позиция фактически была проигнорирована.
Владимир Путин вновь устранился. Не то что сам в слушаниях участия не принял, но не дал такого поручения ни премьеру Медведеву, ни вице-премьерам.
И вдруг президенту потребовалось немедленно обратиться к народу! С чего бы это после двух месяцев пассивности? Вероятно, Кремль, в том числе сам Путин, поначалу недооценили степень недовольства и напряжения, которые уже вызвала «реформа». Неудивительно: власть имущие сами живут в другом мире, по ним грабительский закон не ударит.
Путинское выступление также продемонстрировало этот колоссальный, кажется, уже непреодолимый отрыв власти от народа. По сути, президент повторил тезисы выступлений на «слушаниях» министра Топилина, главы Счетной палаты Кудрина, единоросса Макарова и других функционеров этой партии. Как и они, президент проигнорировал все доводы против «реформы».
Правда, если Кудрин заявлял, что повышать пенсионный возраст надо было еще лет 10 назад, то Путин настаивал, что и тогда все делал правильно: «Мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжелым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что сейчас это уже ясно, государству рано или поздно все равно придется это сделать. Но чем позже, тем жестче будут эти решения».
По словам президента, если бы такие реформы провели раньше, «многие семьи, особенно в малых городах и сельской местности, лишились бы основного, а иногда и единственного источника дохода». Потому что «и работы бы не было, и на пенсию нельзя было бы выйти». Ну а инфляция съела бы всю прибавку.
Вот только и сейчас, что бы там ни докладывали Владимиру Путину министры и губернаторы, ситуация все та же – работы, особенно на селе и в малых городах, нет, инфляция (настоящая, а не цифирь в правительственных отчетах) моментально съедает мизерные прибавки.
Президент, кажется, даже не заметил противоречия в логике своего обращения: если страна, как он утверждает, живет лучше и богаче, если производство развивается, а экономика устойчивая, то почему денег на пенсии уже в ближайшие годы может не хватить? А Путин именно этим – крайней и не отменимой необходимостью из-за нехватки средств – и обосновывал необходимость «реформы». «Надо было сначала преодолеть последствия шоков 90-х, обеспечить экономический рост и решать острейшие социальные проблемы. Что же изменилось за прошедшие годы? Мы не тратили времени зря. Мы, мы все – граждане, власть, страна – работали».
И что же – преодолели? Число олигархов выросло многократно, их капиталы триллионами выводятся в офшоры. Рядовые граждане сотни тысяч рублей выплатили налогами в тот же Пенсионный фонд, но им просто показали фигу.
Сам Путин утверждает: даже если ввести прогрессивный подоходный налог, как много лет предлагает оппозиция, этого хватит «всего на шесть дней выплаты пенсий». Правда, параметры этого повышения Путин сформулировал очень нечетко: 20% «высоких доходов». Но почему именно 20%, что такое в его представлении «высокие доходы»? Исходя из такой логики, получается, что подоходный налог для богатых повышать вовсе не следует – все равно, мол, за неделю проглотите. Расчеты, что одно введение плоского пенсионного налога (сейчас богатые платят меньший процент) позволяет покрыть львиную долю пенсионного дефицита, Путин вообще проигнорировал.
Еще нелепее выглядел пример с якобы предложением оппозиции «продать дворцы Пенсионного фонда и покрыть недостачу». Этого-де тоже лишь на шесть дней пенсионных выплат хватит. Однако оппозиция предлагала совсем иное: вообще ликвидировать Пенсионный фонд – ненужного, очень затратного и неэффективного посредника в пенсионном обеспечении. Причем как одну из целого комплекса мер.
Все без исключения прозвучавшие в обращении Путина доводы за повышение пенсионного возраста уже неоднократно с цифрами и фактурой опровергнуты. Но власть, повторимся, не желает слышать аргументации, лишь манипулирует цифрами.
«Мы преодолели серьезные трудности в экономике и с 2016 года вновь вышли на стабильный экономический рост», – заявляет президент.
Однако если это действительно так, почему же в стране нет денег на самое необходимое? Путин признал, что граждане не верят официальной статистике, так как жизнь демонстрирует им иное. Но настаивал, что статистика эта (по «рекордному росту продолжительности жизни в РФ») подтверждена экспертами ООН. Но, выходит, президент не верит в собственные распоряжения, указы, перспективные планы развития. Ведь если бы они осуществились, пенсии можно было бы индексировать (и в куда большем объеме) только за счет экономического роста, не залезая в карман к гражданам.
Вероятно, президент решил экстренным обращением поддержать собственный пошатнувшийся авторитет. Мол, главные, даже очень болезненные, вопросы россияне и избранный ими президент обсуждают вместе, честно, откровенно.
Вот только время для честности давно ушло. Иначе бы о планах, которые влекут коренные изменения в жизни россиян, глава государства должен был бы объявить за многие месяцы до их осуществления. То есть ДО, а не ПОСЛЕ президентских выборов. Но главным для него оказался собственный рейтинг.
Не меньшим лицемерием правительственных чиновников стало внесение законопроекта в Госдуму в самом конце парламентской сессии. За все антисоциальные и разрушительные законы «ЕР» голосует под занавес работы (летом или перед новогодними праздниками), чтобы они не оказались в фокусе общественного внимания. А тут еще и чемпионат мира по футболу! Очевидно, россияне просто не должны были заметить, как цинично растаптывают их права. Но россияне заметили!
Региональным парламентам, уже уходившим на каникулы, заведомо не оставили возможность для серьезного обсуждения. (Зато через «Единую Россию» устроили давиловку, требуя положительной оценки.) И уж тем более никакого обсуждения, хоть на сколько-нибудь высоком уровне, с гражданами, с теми людьми, по которым закон и ударит.
Как и что тут может отменить президентский телемонолог, также не предусматривающий обсуждения? Да еще столь запоздалый.
Впрочем, один выход у президента имелся. Надо было честно признать: «Да, мы ошиблись. В ближайшие годы пенсионный возраст повышаться не будет, а члены и руководители правительства, допустившие подобную некомпетентность, поставившие под угрозу жизнь миллионов людей и общественное благо, отправлены в отставку».
Но весь опыт путинского правления заставлял сомневаться в возможности принципиального решения. Его и не последовало.
Ну а обещанные им поблажки… Это тот самый случай, когда у человека отнимают сотню, а возвращают рубль – и тем самым делают его «счастливым». Женщинам пенсионный возраст повысят не на 8, а на пять лет. Если же у женщины трое или четверо детей, так вообще «всего лишь» на два и один год соответственно.
Обещано также сохранение льгот по налогам, оплате коммуналки и т.п. по достижению определенного возраста – по новым нормам не пенсионного. Это из разряда несбыточных обещаний, поскольку большинство таких льгот – региональные. А у регионов с деньгами огромная напряженка. Льготы эти периодически урезаются и отменяются (как, например, бесплатный проезд в общественном транспорте) и для пенсионеров.
Планы по повышению квалификации и переобучению пожилых людей – бессмысленные, разработка таких прожектов – лишь дополнительные бюджетные расходы.
А одно из предложений Путина влечет за собой тяжелейшие последствия для людей в возрасте. Причем цель декларируется прямо противоположная. «Считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста», – заявил Путин.
И сейчас-то формально отказывают в приеме на работу или сокращают вовсе не из-за возраста, находят другие предлоги. Но если такую ответственность введут, работодатели, дабы избежать лишних проблем, начнут увольнять (под благовидными предлогами) людей, которым до «предпенсионного возраста» осталось два-три-четыре года. Иными словами, прощай устройство на работу после 50! А то и после 45.
Потерявшим работу «предпенсионерам» президентом обещано повышенное пособие по безработице. Вместо «мизерной», как нас уверяют, пенсии в 14 тысяч они смогут получить аж 11 280 рублей. Такая «поблажка» смахивает на изощренное издевательство.
«Я предельно объективно, подробно и абсолютно искренне доложил вам о сегодняшнем состоянии и о предложениях по устойчивому развитию пенсионной системы в нашей стране. Еще раз подчеркну, нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием», – призывает Путин граждан. Тех самых, за счет которых намерен ликвидировать социальный дефолт. Но социальный дефолт – не стихийное бедствие, а следствие проводимой экономической политики.
Об искренности и объективности таких заявлений судить нам, чью жизнь в очередной раз намерены переломать «реформаторы». А решительная борьба против любого повышения пенсионного возраста становится еще более актуальной. Это борьба не напрасна: власть уже занервничала. Иначе бы не было и этого телеобращения президента. Однако пока недостаточно, чтобы сдать позиции, отступить перед волей народа. Проявим свою волю – организованно, солидарно.