Условные дарения или Нерабочая неделя

Он призвал проявить дисциплину и бдительность, соблюдать рекомендации врачей, проводить больше времени дома и предложил ряд мер, при помощи которых государство намерено оказать поддержку гражданам, попытаться предотвратить  катастрофическое развитие пандемии в России и обрушение социально-экономической ситуации. Большинство наших читателей, естественно, слышали это обращение, но я напомню вкратце: что за меры предложил президент. Их можно разделить в зависимости от того, к кому они обращены.

Первая обращена ко всем гражданам. Президент объявил, что голосование по поправкам в Конституцию будет перенесено с 22 апреля на другую дату. Причина понятна – в условиях пандемии приходить на переполненные участки небезопасно.

Вторая мера обращена к трудящимся, тем, кто работает по договору – на государство или на частных собственников. Всем этим работникам президент пообещал оплачиваемые выходные с 30 марта по 5 апреля. Это в их собственных интересах – чтобы не заразиться на рабочем месте или в транспорте по пути на работу либо с работы.

Еще одна группа мер обращена к людям, которые уже заболели или еще заболеют: выплату по больничным им поднимут до 1 МРОТ (около 12 100 рублей).

Следующий адресат – малоимущие: ветераны, безработные, семьи с маленькими детьми, «закредитованные» граждане. Ветеранам выплатят обещанную «матпомощь» к празднику Победы не в мае, а в апреле,  безработным поднимут размер пособия до 1 МРОТ (до этого максимальное пособие было 8 тысяч), семьям, где есть дети до 3 лет и которые имеют право на маткапитал, выплатят дополнительно по 5 тысяч на каждого ребенка, наконец, тем, кто предоставит справку, что его доход упал на 30% и более, разрешат временно не платить по кредитам.

Кроме того, государство обещало позаботиться о малом и среднем бизнесе: освободить эти предприятия на 6 месяцев от налогов (кроме НДС), снизить вдвое взносы в соцстрахование (с 30 до 15%), приостановить процедуры банкротства таких предприятий.

Но больше всего шума вызвали меры, которые провластные СМИ сразу окрестили «ударом по богатым». Их две:

— налог в размере 15% на средства, выводимые в офшоры;

— налог в размере 13% на проценты от банковских вкладов физлиц, превышающих 1 миллион рублей (причем, президент сказал, что таковых всего лишь около 1% от населения страны).

Конечно, официальные СМИ, которые поддерживают все инициативы власти, встретили эти предложения президента изъявлениями восторга. Его объявили спасителем Отечества, борцом с богатыми ради блага бедных, многократно сравнили с лидерами других стран, причем, не в пользу последних. Изо всех телевизоров, из всех радиоприёмников (кроме тех что настроены на «Эхо Москвы») лились неумеренные и неискренние похвалы мудрости и гражданской ответственности нашего лидера. Иных точек зрения в наших официальных подцензурных СМИ, как известно, с некоторых пор практически не бывает (ну разве что пустят одного-двух оппозиционеров в качестве «мальчиков для битья», да и тем рот открыть не дают).

Однако достаточно было заглянуть в Интернет, который пока еще не является полностью подцензурным, чтобы убедиться, что далеко не все российское общество разделяет эти восторги. Многие: и эксперты, и политики, и простые граждане — высказывали  критические отклики, противопоставляли контраргументы предложениям президента. Я не буду сейчас говорить о том, кто что сказал. Прежде всего надо собрать воедино эти контраргументы и представить их читателям.

 2.

Нельзя не сказать объективности ради, что даже самые жесткие критики президента чуть ли не единогласно признали, что:

во-первых, очень хорошо, что президент все-таки нашел время обратиться к народу (лидеры других наций сделали это уже давно);

во-вторых, замечательно, что он все же согласился отменить голосование 22 апреля, иначе многие и особенно пожилые люди пострадали бы;

и, в-третьих, отрадно, что он призывает помочь населению и особенно слабозащищенным, малоимущим слоям и малому и среднему бизнесу в трудной ситуации.     

В то же время к конкретным мерам, предложенным президентом, у многих есть серьезные вопросы.

Первый вопрос — к предложению о выходных с 30 марта по 5 апреля.  Критики недоумевают, почему выходные будут длиться всего лишь 7 дней? Инкубационный период вируса – 14 дней, за 7 дней заболевшие не узнают, что они больны, и 6 апреля придут на работу и заразят своих сотрудников.  Кроме того, эта мера имеет смысл лишь вкупе с жестким карантином, иначе эффект будет противоположный. В Италии в начале марта закрыли учреждения и вузы и люди высыпали на улицы, поехали на юг и разнесли вирус, который был лишь на севере, по всей стране. Наконец, непонятно, за чей счет будет оплата выходных? Сотрудники госпредприятий и учреждений, ясно, получат зарплату из бюджета. А кто компенсирует убытки частным предприятиям и фирмам? Президент об этом ничего не сказал — значит, платить придется работодателям. Безусловно, многие из них будут пытаться (и уже пытаются) тихо просаботировать требование президента. Многие уже заявили, что либо работа будет продолжается вопреки указу, либо все отправляются на выходные, но без оплаты. Причем продолжат работу московские рынки и частные магазины, где трудятся люди, живущие в других регионах. Значит, они могут заразиться и привезти вирус в свои города и села ….

Добавило сумятицы и «разъяснение» Пескова: он сказал журналистам, что это не обычные выходные, главное здесь — изоляция, а работать можно, но дистанционно. Но ведь Путин говорил именно об оплачиваемой нерабочей неделе!   Так кто у нас принимает решения: Песков или Путин?

Далее, не совсем понятно: как будут доказывать падение своих доходов на 30% те, кто захотят отодвинуть выплату кредита?  Скажем, на работе зарплата у них сохранится такая же, а падение дохода произойдет за счет инфляции. Им что – нести в банк распечатки новых цен в магазинах? Легко представить, что ответят банковские работники. 

Вызвали вопросы и обещанные президентом выплаты по больничным. Неужели президент всерьез считает, что можно месяц прожить на 12 тысяч 100 рублей, да еще и покупать на такие деньги лекарства? Не напоминает ли такое предложение дешевый пиар – мол, мы вам кинули 12 тысяч, и теперь ваша судьба нас не интересует? Да и по 5 тысяч семьям с маленькими детьми, особенно после того, что господа из Роснефти сделали с ценой на нефть и привязанным к ней рублем – это, извините, просто смешно. Да и неужели только семьи с маленькими детьми нуждаются в помощи? А те, у кого дети подростки или у кого на иждивении престарелые,  а то и больные родители? А семьи, где есть инвалиды?  А простые граждане, которые выживают на 20-25 тысяч в месяц (ой, я совсем забыл, президент же сказал в интервью ТАСС, что они у нас – средний класс!)

 Президент и его либералы из правительства всегда нам приводят в пример США. Так вот Дональд Трамп выделил на поддержку населения в период пандемии более 2 триллионов долларов! Каждый гражданин США получит на руки от государства единоразовую матпомощь в размере 1 200 долларов  (это – на минутку! – 93 тысячи 279 рублей по курсу  на 28 марта сего года!). И еще по 500 долларов на каждого ребенка! И никто в Америке не превозносит Трампа до небес и не голосит: «правь теперь нами пожизненно, батюшка!». Воспринимают как должное: государство для того и существует, чтоб в обществе были порядок и стабильность.

Уж на что французский президент Макрон неолиберал: он и богатых поддерживает, и пенсионный срок норовит поднять, но и он объявил французам, что на период пандемии отменяются выплаты за ЖКХ, электроэнергию и т.п.! Многие ожидали, что и Путин скажет: для беднейших россиян плата за ЖКХ – тяжкое бремя, тем более что с каждым месяцем она все больше. Но президент об этом не сказал ни слова. В правительство такое предложение поступало, но назначенное Путиным правительство его отвергло.  А выступающая за Путина партия «Единая Россия» в лице ее депутатов отклонила в Госдуме соответствующее предложение депутата Власова. Депутаты-«верные путинцы» однозначно заявили: люди должны платить, что бы ни происходило!

  Но вернемся к речи президента. Больше всего шума вызвала его инициатива по поводу 15%-ного налога на миллионные вклады физлиц.  Неизвестно, кто готовит цифры для публичных выступлений президента, но ясно одно: этого господина давно пора уволить за профнепригодность.  Как президент мог поверить, что у нас всего лишь 1% россиян имеет в банках вклады больше 1 миллиона рублей? Экономисты сразу же поправили высшее лицо: таковых у нас не 1%, а 55% россиян, то есть больше половины! Это — пенсионеры, которые накопили миллион себе «на похороны», простые инженеры, врачи, которые откладывали с зарплат и подработок годами, чтоб лет через 15 на счету лежали миллион-два на обучение детям…  По мере того как цены растут и рубль худеет, «деревянным миллионером» стать у нас все легче. Умерли у простого гражданина родители, продал он родительскую квартиру, положил 2-3 миллиона в банк под проценты, чтоб через год-два покрыть ипотеку на квартиру, где он сам сейчас живет – вот и «миллионер»! Теперь он с дивидендов от этих 3 миллионов заплатит государству 13%! И те же 13% заплатит Дерипаска, у которого на счету не одна сотня миллионов… Президент же у нас по-прежнему противник прогрессивного налога! А поскольку среди наших «миллионеров» владельцев одного-двух миллионов гораздо больше, чем владельцев 100-200 миллионов, то «налог на богатых» ударит по «нищим миллионерам» и бюджет пополнится за их счет, а не за счет тех, кто отдыхает в Куршавеле. Экономисты, кстати, предупреждают, что доход от этих налогов станет поступать в бюджет лишь в 2021, да и поступит не более 50 миллиардов рублей, а деньги нужны сейчас и немалые. Это не говоря уже о том, что люди уже побежали в банки – снимать свои деньги, так что и этих 50 миллиардов не будет…

Между тем, настоящий, а не декларативный налог на богатых (чтоб не 13, а 43% и не с 1 миллиона, а хотя бы с 10 миллионов и выше) был бы простым восстановлением справедливости. Вина за проникновение коронавируса в нашу страну лежит ведь именно на супербогатых. Вирус попал к нам не из Китая (на Дальнем Востоке 31 января обнаружили двух инфицированных граждан Китая, но они улетели на Родину, никого не заразив), а из Европы («нулевым пациентом» стал сотрудник Российского Футбольного Союза, прилетевший из Милана, которого по прилете положили в общую палату в больнице). И затем привозили вирус не нищие студенты и туристы «эконом-класса», а наши «новые русские» — чиновники, детки олигархов, модные сенаторы и суперпевцы, те, кто летает в Европу на шопинг, на курорты, на недели высокой моды. Недаром же Собянин сказал на совещании у Путина, что из Куршавеля к нам завезли «чемодан коронавирусов» (и это так – до этого в Интернете сообщали, что коронавирусом заболели несколько детей олигархов, которые отдыхали на французском курорте, а потом вернулись в Москву). Популярный Телеграмм-канал съязвил даже после этого, что нужно было не Москву закрывать, а закрыть неделей раньше одну лишь Рублевку – и ничего бы не было…

Итак, сначала эти личности в 90-е ограбили народ, присвоили  построенные народом заводы и буровые, а теперь они и их дети-мажоры еще и притащили из Европы страшную болезнь. Сами-то они накупили себе аппаратов ИВЛ по 1, 8 миллионов каждый, так что умирают от вируса не они, а зараженные ими московские пенсионеры, у которых и загранпаспортов-то нет… И платить они будут в общий фонд, созданный на период народной беды, столько же, сколько пенсионеры – «одномиллионеры»– 13%! 

3.

Но больше всего людей возмутило то, чего в выступлении президента не было. Все ожидали, что глава государства честно и прямо расскажет о ситуации, объяснит, что нужно делать и какие меры он уже принял. Страну лихорадит, население возбуждено различными слухами о происхождении вируса, о его распространении.  Можно было сказать, что это за вирус, как он к нам попал, каковы прогнозы пандемии. Далее, люди ждали, что будет объявлен карантин, приняты меры, ограничивающие передвижение людей по стране, перекрыто сообщение со странами, где пандемия уже бушует. Ждали, что президент расскажет об уровне нашей готовности: сколько у нас инфекционных больниц, врачей и медсестер, сколько заводов, производящих маски, обеззараживающие гели, как будет организована их продажа. Многие надеялись, что будет приняты меры против спекулянтов, зафиксированы цены на жизненно важные продукты (а они уже стали расти). Президент должен был организовать федеральный штаб по борьбе с пандемией, назначить ответственных, организовать оповещение населения через прессу, Интернет, чтобы люди имели официальную, выверенную информацию, а не верили «желтым» газетам и сайтам.  

Ничего этого сделано не было. Президент даже не выразил соболезнования семьям и близким погибших от коронавируса!  Гораздо больше его беспокоило, что приходится отодвигать голосование по поправкам. Он так и сказал: «Естественно, возникает вопрос и об организации Общероссийского голосования по поправкам в Конституцию… Вы знаете, как серьезно, насколько серьёзно я к этому отношусь». Еще бы ему не относиться серьезно! Ведь там решается вопрос об обнулении его сроков и о возможности ему участвовать в президентских выборах 2024 и 2030 годов, то есть фактически о пожизненном характере его правления! Но правильно ли выдвигать на первый план такие вещи в разгар пандемии? Может, сейчас есть вещи поважнее?  

Складывается очень грустная картина. Президент явно запоздал с обращением к населению. Он не успокоил людей, не разъяснил им, что происходит, не наметил четкий план дальнейших действий. Экономические меры, которые он предложил, явно недостаточны и ситуацию не исправят. Заставить по-настоящему поделиться миллиардами сверхбогатых россиян, вопреки воплям официальных пропагандистов, президент так и не захотел…   

Или не смог? Вдруг его истинное положение таково, что те, у кого в руках экономика России, не так-то его и боятся и просто не пожелали всерьез вложиться в предотвращение пандемии? Отсюда и отсутствие каких-либо серьезных мер…. Как говорится, нет финансирования, остается только пиар во время чумы.

Как бы то ни было, народу от этого не легче.

Другие материалы номера